Что известно о заключенных "американки", "Володарки" и Окрестина, попавших за решетку в связи с событиями 19 декабря?
По словам правозащитников, список обвиняемых по делу о массовых беспорядках 19 декабря достиг 33 человек. Последним в списке значится учащийся минского строительного училища Илья Васильевич, который отбыл административный арест за участие в митинге на площади Независимости, освободился через 10 дней, а потом снова был арестован по делу о массовых беспорядках и помещен в изолятор на Володарского. Тех, кого арестовывали по этому делу после Нового года, помещают именно сюда, замечают правозащитники и делают вывод, что в изоляторе КГБ "американке" не хватает свободных мест, сообщает Радыё Свабода.
Тем временем в изоляторе для административно наказанных на Окрестина количество арестантов по делу о митинге не уменьшилось, а даже увеличилось. Правозащитник Анастасия Лойко насчитала как минимум 4 человек:
"Всеволод Шишарин, активист ОГП, вчера пошел на допрос в КГБ, и после этого его приговорили к аресту. Также на Окрестина молодежь - активист Владимир Еременок, журналист Борис Горецкий и еще молодой человек, мы знаем пока только его фамилию - Ковалевский. Его осудили еще в прошлую пятницу".
К участникам митинга 19 декабря в изоляторе на Окрестина добавили известного активиста 90-х годов Валерия Седова. Его задержали после акции солидарности с политзаключенными, которая прошла 19 января возле Красного костела в Минске. Это подтвердил дежурный изолятора:
"Есть такой у нас. Выйдет на свободу 31 января".
Седов, который публично потребовал свободы политзаключенным и суда над Лукашенко, был осужден на 12 суток ареста.
Есть ли новости об основных фигурантах дела о массовых беспорядках, которых удерживают в "американке"? Снова неизвестно о встрече адвокатов с экс-кандидатами в президенты Владимиром Некляевым, Андреем Санниковым, Николаем Станкевичем и Алексеем Михалевичем. 21 января защитник Некляева Тамара Сидоренко пробыла в очереди полдня, на встречу не попала и говорит, что никого из адвокатов не пускали:
"Еще пойду после обеда, попробую. Но никого из других адвокатов также не пустили".
Из изолятора КГБ продолжают приходить письма от заключенных. По крайней мере по одному письму родственникам прислали большинство заключенных. Из писем стало известно, что Ирина Халип находилась в одной камере с Анастасией Положанко, а Александр Федута прислал не только сообщение о том, что сейчас располагает настоящей кроватью, но и шуточную карикатуру. Но как минимум от четырех заключенных писем до сих пор нет, и родственники не знают причин их молчания. Жена координатора "Европейской Беларуси" Дмитрия Бондаренко Ольга перечислила тех, от кого нет писем:
"Это Арестович, Возняк, Бондаренко и Марцелев".
Корреспондент: "А еще Отрощенков".
Бондаренко: "Нет, Даша получила письмо".
Дарья Корсак, супруга пресс-секретаря Санникова Александра Отрощенкова, подтвердила, что 20 января получила от мужа письмо. По словам Дарьи Корсак, оно имеет определенные особенности:
"Начинается письмо со слов "буду кратким"... Странно. С 29 декабря моего мужа адвокат не видел, неизвестно, что с ним, и такое начало. Полагаю, это писалось в присутствии следователя или вместе с ним. Пишет, что с ним все хорошо, но я очень в этом сомневаюсь".
19 января Дарья Корсак, единственная из родственников заключенных, вышла к КГБ с портретом арестованного мужа и свечей в знак солидарности со всеми заключенными. После акции Дарью Корсак остановили сотрудники милиции. "Только благодаря журналистам и другим людям, которые проявили солидарность, меня не задержали. Большое всем спасибо", - сказала жена арестованного активиста.