Высказывание диктатора выглядит невероятной фантазией.
При посещении Студенческой деревни в Минске 11 мая, Александр Лукашенко заявил, что если страна успешно проведет II Европейские игры, то может принять более крупные соревнования – например, чемпионат Европы по футболу. И для этого надо построить вместительный национальный стадион, который уже скоро возведут в Минске китайцы.
«Мы это в ближайшие два года сделаем, и тогда можем замахнуться на что угодно», – высказал уверенность Лукашенко
Udf.by объясняет, что не так с предположением Лукашенко.
Как Беларусь вообще, хотя бы в теории, может принять чемпионат Европы по футболу?
Высказывание Лукашенко могло показаться невероятной фантазией, поскольку чемпионат континента по футболу – сверхпрестижный турнир, статус которого не идет ни в какой сравнение, например, с чемпионатом мира по хоккею. Раньше континентальные турниры принимала одна из богатых западных стран, где для этого есть необходимая инфраструктура в виде примерно десятка современных стадионов.
В Беларуси, как нетрудно догадаться, таких условий нет и быть не может. И все же слова Лукашенко можно объяснить с точки зрения здравого смысла.
По всей видимости, он в курсе, что ЧЕ-2020 впервые в истории пройдет ни в одной или двух странах, а сразу на 13 стадионах разных городов Европы, среди которых есть Санкт-Петербург и Баку. Возможно, Лукашенко предположил, что при таком формате у Беларуси есть шанс принять чемпионат Европы, даже имея всего один современный стадион.
И все же он сильно ошибается.
Три причины причины, почему шансы на проведение в Беларуси ЧЕ по футболу равны практически нулю
Начнем с фиксирования конкретного факта. Даже если китайцы построят в Минске стадион высокого уровня (в чем есть очень большие сомнения, т.к. он будет возводиться бесплатно), его вместимость будет намного ниже, чем у крупных арен в Европе.
Среди 13 стадионов, которые примут ЧЕ-2020, нет ни одного, вмещающего меньше 50 тысяч зрителей. Заявленная вместимость новой арены в Минске, которая будет самой крупной во всей Беларуси, – 33 тысячи.
Вторая еще более важная причина: формат ЧЕ-2020, когда турнир примут одновременно больше десятка стран, является экспериментальным и в ближайшее десятилетие повторен не будет. ЧЕ-2024 пройдет в Германии. Турнир 2028 года могут провести такие крупные футбольные страны как Испания, Италия или Англия. Планируется совместная заявка от Сербии, Греции, Болгарии и Румынии, но в любом случае в каждой из этих стран есть не одна, а несколько достойных арен.
В 2032 году шансы у Беларуси также не просматриваются – даже если решат вернуться к экспериментальному формату с проведением турнира одновременно в десятке стран. Спроектированный китайцами стадион, если и не устареет к моменту строительства, то к тому времени точно не сможет конкурировать с новыми европейскими аренами.
Подытоживая, можно сказать, что Лукашенко, по всей видимости, смотрит на спортивную инфраструктуру в Беларуси через розовые очки. В стране действительно есть несколько неплохих хоккейных арен, но что касается тех же футбольных стадионов – здесь беда.
Только один пример: пока стадион «Динамо» находился на реконструкции, в Минске шесть лет (!) невозможно было проводить статусные матчи, и национальная сборная ездила играть в Борисов на маленький, но единственный современный стадион в стране.
При таком отношении новое предположение Лукашенко о проведении чемпионата Европы по футболу способно вызвать у болельщиков только улыбку.