Навеяно историей о гомельском «золотом» туалете.
Гомельский «золотой» туалет снова попал в новости. Спасателям пришлось вызволять посетителя в инвалидном кресле из застопорившегося подъемника. Произошло это вскоре после открытия прославившейся на всю страну общественной уборной.
Фото: TUT.BYИстория гомельского туалета показательна по ряду причин.
Во-первых, в народе его не зря прозвали «золотым» — речь идет о сотнях тысяч долларов, потраченных на его строительство.
Во-вторых, у простых горожан никто не спрашивал, нужен ли им такой дорогой туалет. О том, что эти деньги есть на что потратить с большей пользой, говорит другая история — попытка главврача Светлогорской больницы найти деньги на самое необходимое.
В-третьих, гомельский туалет — далеко не единственная дорогая игрушка властей, сломавшаяся, едва начав работать. Вспомним пешеходную улицу в Минске, которую затопило спустя две недели после открытия, и продолжало заливать до экстренного ремонта.
Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат, который вводят в эксплуатацию под грохот обваливающейся кровли. Горки, которые после «Дажынак» не вылезали из скандальных новостей: то дорожка провалится вместе с людьми, то ограда на набережной покосится.
Все эти и многие другие случаи объединяет общий момент: рядовые белорусы давно утратили возможность контролировать расходы властей. Да, многие из нас отказались от этого права на референдуме 1996-го, проголосовав «против» по соответсвующему вопросу.
Но это не отменяет тот факт, что уже почти четверть столетия никто не спрашивает у белорусов, сколько денег потратить на подготовку очередной столицы «Дажынак» или сторительство очередного дворца в туркменском стиле.
Беларусь — не Швеция. Здесь не придешь с улицы и не спросишь в горисполкоме, сколько денег потрачено на городскую ливневку. Нет контроля — нет и необходимости считать каждый рубль. Более того, есть соблазн не забыть о себе. Как это делали, к примеру, чиновники в Молодечно, воровавшие сотнями миллионов во время ремонта города к «Дажынкам».
Нет контроля — нет нужды делать свою работу на совесть, следить за качеством. Кроме того, освоение бюджетных миллионов часто происходит в авральном порядке. Отсюда и скандалы в Горках, и установка задним числом вентиляционных систем во все том же гомельском туалете, и полысевший после первой зимы газон на отремонтированном минском стадионе «Динамо».
Хорошо, скажет кто-то, нет контроля снизу, а как дела с контролем на самом верху? Судя по всему, там такое положение никого не смущает. Стал ли бы в противном случае премьер-министр откровенничать о том, что завод в Светлогорске запускается в обход инструкций генподрядчика?
Кирилл Иванов, «Салідарнасць»