Почему белорусы одеваются в секонд-хендах?
Недавно назначенная председателем Беллегпрома Татьяна Лугина предложила усилить контроль за рынком секонд-хенда ради сдерживания его роста и сделать так, чтобы люди чаще покупали белорусскую одежду, пишет zautra.by.
− Будем для себя понимать, что нам надо делать для того, чтобы эта динамика не продолжалась, − заявила она. − Будем прикладывать максимум усилий, чтобы любовь к белорусской одежде у населения только прирастала.
В прошлом году импорт бывшей в употреблении одежды составил 47 тысяч тонн примерно на 74 миллиона долларов. С 2010 года объем импорта секонд-хенда вырос в 2,8 раза.
По данным на 1 мая, на складах в легкой промышленности скопилось продукции на 644,2 миллиона рублей. А производство одежды росло достаточно скромными темпами.
Так же скромно в последние годы увеличивались реальные доходы населения, а в 2015-2016 годах даже снижались.
Непозволительная роскошь
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов объясняет рост интереса к бывшей в употреблении одежде просто: соотношение цены и качества обходят товары многих компаний легкой промышленности.
Интерес населения к секонд-хендам связан с финансовыми трудностями.
− Взять детскую одежду. Ее родители покупают на один сезон, после которого ребенок из нее вырастает. Когда новое платьице стоит 50-70 рублей, то у семьи, тем более не очень обеспеченной, вариантов нет. Надо идти и покупать его в секонд-хенде за 7 рублей. Кстати, там качество и привлекательность этого платья иногда повыше, − считает Виктор Маргелов.
За 18 рублей в столичном секонд-хенде можно подобрать достойный офисный комплект
− Конечно, в секонд-хенде вы не найдете полноценного мужского костюма или одежду по нестандартным параметрам. Но в большинстве случаев для покупки чего-то простого он оказывается лучшим вариантом, − объясняет лидер предпринимателей.
Рубашка и брюки от одного из отечественных производителей обойдутся в 10 раз дороже
На среднюю зарплату, после вычета подоходного налога, белоруска может купить 4 таких новых комплекта и 50 «бэушных».
Еще один комплект, подобранный в магазине подержанной одежды, обойдется в 25 рублей. На платье остались следы бирки – вероятно, его никогда не носили.
Похожий образ от другой белорусской компании стоит в 5,6 раза дороже.
Проблемы предприятий отражаются на ценниках
Эксперт видит три причины дороговизны одежды, производимой предприятиями Беллегпрома.
Есть компании, которые стараются соответствовать высоким требованиям по качеству.
− Там очень тщательно подходят к требованиям, подбору ткани, качеству производства. Понятно, что их продукция исходно будет дороже, − говорит он.
Сказывается подход к оптимизации работы. Это касается не только предприятий легпрома. К падению продаж предприятия адаптируются в первую очередь за счет сокращения численности рабочего персонала, и только потом за счет административного. Получается, что удельные расходы на административный персонал в производимой продукции возрастают.
Многие компании размещаются в огромных производственных помещениях, за которые приходится платить большие налоги на землю, недвижимость, получаемые услуги. И расходы эти сохраняются даже при снижении спроса на продукцию.
− Часто и продать эти помещения не получается. Потому что лишние площади находятся внутри заводской территории и этому не способствует законодательство, − отмечает Виктор Маргелов.
Все эти факторы, вкупе с другими, повышают себестоимость продукции традиционных игроков легкой промышленности.
И как только у людей появляется альтернатива – купить одежду дешевле без потери качества − естественно, они так и поступают.