Министры иностранных дел Великобритании и Германии призывают ввести санкции против диктатора. Статью министров публикует газета "The Wall Street Journal".
Мир со все возрастающим ужасом наблюдает за тем, как в последние шесть недель белорусский режим безжалостно и систематически стремится разрушить гражданское общество страны и нарождающуюся оппозицию.
Насилие, учиненное в ночь президентских выборов 19 декабря, вызвало шок. Позже мировые СМИ переключили свое внимание на другие события, но репрессии в Беларуси продолжились.
Четыре кандидата в президенты и многочисленные деятели политики и гражданского общества находятся в заключении; у нас нет независимых оценок состояния их здоровья. Многим из них грозят многолетние тюремные сроки за организацию массовых беспорядков, хотя существуют убедительные доказательства того, что насилие в ночь выборов устроили сами власти. Мы видели, как задержанные активисты оппозиции в эфире государственного телевидения горячо отказываются от своих убеждений. Можем лишь догадываться, что заставило их в одночасье изменить свое мнение.
Режим пытается и иными способами наказать белорусов, осмелившихся проявить самостоятельность суждения. Ежедневно проводятся обыски в домах и офисах по всей Беларуси. Белорусские спецслужбы допросили более двухсот человек, помимо семисот, арестованных вечером 19 декабря. Поступает информация об адвокатах, которых лишают лицензии за то, что они открыто говорили о негуманном обращении с их клиентами. Впереди — массовые отчисления студентов, участвовавших в протестах, как и после последних президентских выборов 2006 года.
По соседству с Европейским Союзом разворачивается серьезный кризис. Нужно действовать. На предстоящем заседании Совета Европейского Союза по внешней политике мы будем призывать ЕС возобновить жесткие санкции в отношении Беларуси и рассмотреть дальнейшие меры против режима Александра Лукашенко. Нельзя закрывать глаза на то, что происходит сегодня в этой европейской стране. Президент Лукашенко свой выбор сделал, а у нас нет иного выбора, кроме адекватных ответных мер.
Если Беларусь отвернется от мира, хуже будет самой Беларуси. Это подорвет доверие инвесторов и осложнит стране движение к свободе и справедливости, являющимся ценностями во всем мире.
С чем связано такое положение дел?
Чуть больше месяца назад казалось, что Беларусь медленно, но верно идет в правильном направлении. Участвовать в президентских выборах было разрешено нескольким кандидатам; каждый из них даже получил ограниченную возможность представить свою позицию в СМИ. Были освобождены политические заключенные. Звучали предложения об укреплении экономических связей с ЕС.
Мы в ЕС осторожно выражали готовность ответить на дальнейшее продвижение к международным нормам повышением уровня взаимодействия. В ноябре мы возобновили санкции ЕС против Беларуси, но поставили решение о начале их осуществления в зависимость от проведения декабрьских выборов. Потом были события 19 декабря и их последствия, поколебавшие иллюзию толерантности и продемонстрировавшие подлинные убеждения президента Лукашенко.
Мы твердо намерены предпринять действия против белорусского режима. В то же время мы не оставим народ Беларуси на произвол судьбы. Мы продолжим поддерживать белорусское гражданское общество, более того, активизируем свои усилия. Мы хотим, чтобы белорусы понимали, что их собратья-европейцы — с ними. И когда Беларусь решит воссоединиться с европейским сообществом наций, мы будем готовы и рады приветствовать ее.
Уильям Хейг — министр иностранных дел Великобритании
Гидо Вестервелле — министр иностранных дел Германии