Последнее несколько дней официальный Минск активно занимается перетасовыванием собранной ими колоды дел – как административных, так и уголовных – по событиям 19 декабря.
Одни обвиняемые освобождаются под подписку о невыезде, в то время как общее число фигурантов дела об «организации и участии в массовых беспорядках» увеличивается, пишет российская "Новая газета".
28 января, из следственного изолятора КГБ неожиданно вышла Наталья Равдина, журналист Хартии 97. Накануне ночью под подписку о невыезде был отпущен Владимир Кобец, руководитель избирательного штаба Андрея Санникова. Также стало известно, что сегодня возобновились следственные действия в отношении Владимира Некляева. Казалось бы, чему радоваться, но для соратников Некляева и его семьи – это радость: впервые с 29 декабря с ним смог встретиться адвокат. Адвокат Некляева Тамара Сидоренко сообщила "Белорусскому партизану" о том, что Некляев "жив, здоров, выглядит неплохо".
Но стоит ли рассматривать последние события как подтверждение надежд на то, что Лукашенко пересматривает свою тактику демонстративных репрессий?
Видимо, не случайно обвиняемых выборочно отпускают накануне заседания Совета министров ЕС. 31 января они должны принять окончательное решение по санкциям в отношении правительства Лукашенко. Это может оказаться не более чем PR ходом, необходимым официальному Минску для того, чтобы руководство Евросоюза смягчило свою отповедь Лукашенко. И это может оказаться эффективным ходом в случае, если радостью о временно освобожденных затмит глаза Страсбургу и Брюсселю.
Общее количество обвиняемых на данный момент составляет уже 37 человек. Беларусские правозащитники говорят о начале второй волны репрессий. В первую очередь она связана с тактикой запугивания уголовными преследованиями тех ранее административно-задержанных, которые отказываются являться «на беседы» в КГБ и отделения милиции без повестки. При этом от слов правоохранители уже давно перешли к делу.
Так, 12 января был вызван на беседу в РОВД Фрунзенского района Минска 26-летний Дмитрий Булавин. Он был среди задержанных на площади 19 декабря. При задержании ему разбили голову. Травмы были настолько серьезными, что была вызвана «скорая помошь» в изолятор на Окрестино и Дмитрию были наложены швы. Он отбыл десятидневный административный арест. 12 января Дмитрию позвонили с требованием явиться на беседу. На вопрос о повестке и о статусе, ему ответили, что беседу с ним намереваются проводить как «со свидетелем и еще кое-кем». Он отказался от такой перспективы. В тот же день к нему явились двое сотрудников в штатском и задержали Дмитрия со словами: «Раз ты такой умный, мы тебя забираем». По словам его матери, на данный момент Дмитрию уже предъявлено обвинение по статье 293 УК – «организация и участие в массовых беспорядках». Тогда же, 12 января, был повторно задержан Артем Грибко, который так же содержится в следственном изоляторе ГУВД. Ему также предъвлены обвинения. 27 января 2011 года после аналогичной «беседы» задержан активист «Европейской Беларуси» Сергей Казаков. Общее число фигурантов сейчас составляет 51 человек. Согласно оценкам ситуации беларусскими правозащитниками, аресты и количество обвиняемых будет увеличиваться.
На данный момент еще не все из более 600 задержанных 19 декабря прошли через административные суды. Тем же, кто отбыл административное задержание, сейчас грозит увольнение с работы, отчисление из университетов, допросы. По данным комитета помощи политзаключенным «Солидарность», с 19 декабря 2010 года по 25 января 2011 года уволены с работы 11 человек. Из ВУЗов отчислены 20 студентов и еще более 60 находятся под угрозой отчисления. Администрация ВУЗов, исполняющая приказ, использует разнообразные тактики. Студентов, отбывших административные аресты, не допускают к экзаменам. Им занижают оценки. Деканаты сообшают студентам об отчислении, но не выдают на руки соответствуюшие приказы. Студентов также заставляют писать заявления на отчисление по собственному желанию. Одна из студенток мне рассказала о весьма своеобразном «джентельменском» соглашении о том, что девушке дают доучиться до конца года, но затем она уходит по собственному желанию.
Увольнениям подвергаются и преподаватели. Одной из самых одиозных формулировок обоснования для увольнения стал «аморальный поступок, несовместимый с преподавательской деятельностью», который получил в своей трудовой книжке преподаватель актерского мастерства одной из минских гимназий. Его руководство не нашло другого обоснования для увольнения, так как этот беларусский гражданин внимательно подошел к организации своего участия в демонстрации, взяв заблаговременно отгулы. При этом, большая часть увольнений сейчас осуществляется в регионах. Это связано с тем, что администрации районов заранеее составляли списки «неблагонадежных», которых в небольших городах и селах гораздо легче взять на заметку, в то время как уровень внешнего внимания к ним значительнее ниже, чем в Минске. Наталья Ильинич, учительница истории Тальковской средней школы Пуховичского района Минской области, была уволена 28 января. Практика показывает, что за такими увольнениями следует даже не «запрет на профессию», а своеобразный запрет на любую работу.
Зафиксированы и другие способы преследования. Правозащитная организация «Весна» сообщила о жительнице Мостовского района Беларуси Елене Давидович, которой местная администрация угрожает лишением родительских прав. У Елены, активистки БХД, двое детей – пятилетняя дочь и годовалый сын. Сама Елена считает, что поводом для угроз стали ее деятельность по наблюдению за выборами, а также подписание в числе других активистов жалобы на районную администрацию. Жалоба касалась организованной местными чиновниками встречи участников предвыборного автопробега "За Беларусь!", организованного некими россиянами с целью агитации за Лукашенко.
Именно поэтому активисты политических и общественных организаций, правозащитники и журналисты считают, что именно сейчас необходимо проводить активную гражданскую кампанию солидарности со всеми, кто подвергается преследованиям.
Сегодня секретарь Беларусского Народного Фронта Сергей Семенюк сообщил, что 29 января Генеральному прокурору Беларуси будут переданы более двух тысяч подписей граждан, решивших выступить поручителями за обвиняемых по уголовному делу о массовых беспорядках. В отношении всех арестованных будут поданы ходатайства о изменении меры пресечения. Кампании была инициирована БНХ неделю назад. Она не закончена. Еще 35 городов Беларуси уже заявили о том, что они начали собирать подписи поручителей.