Сельчане в Бешенковичском районе могут потерять свои хозяйства.
С 18 июня начался период защиты в обанкротившемся колхозе в деревне Плисы Бешенковичского района. 80 работников, среди которых одинокие мамы, борются за сохранение рабочих мест, сообщает «Белсат».
«Вон там молочная у нас совсем новая, а вон там телята стояли маленькие, их тоже повывозили. Все, голый сарай остался», – рассказывает телятница Татьяна.
Около 200 коров за долги уже вывезли из хозяйства в Плисах.
«У нас будут забирать и тракторы, и лошадок, чем картофель будем копать – не знаю. Молодняк в хозяйстве «ПлисыАгро» пока стоит, но вскоре и их заберут», – добавляет Татьяна.
Даже реструктуризация задолженности не позволит стабильно работать – прозвучал приговор властей рай- и облисполкомов. Падение надоев списали на бесхозяйственных руководителей и недисциплинированных работников. У последних – другая версия:
«А кто виноват что коровы не видели никогда надлежащих концентратов? Когда они умирают… Телятся – и все, силы у нее нет, и она умирает или на мясокомбинат идет», – рассказывает работник «ПлисыАгро».
Такое недавно видел глава государства и слышал причины, похожие на Плисовские.
«У нас был корм, а из района приехали, пригнали технику и продали наш сенаж. Коровы остались голодные, нечем было кормить», – говорит одна из работниц.
Но так было не всегда – вспоминает один из старожил.
«Когда был один колхоз Плисы, все было на плаву. Техника своя и так далее. Как объединили с совхозом «Синицы», который был в долгах, то нас на дно потянули эти долги».
В Россонском райисполкоме, заявившем в суд об экономической неисправности «ПлисыАгро», успокаивают:
«Назначен антикризисный управляющий. Он будет знакомиться с делами, узнавать не было ли там преднамеренного банкротства и только после этого защитного периода он будет готовить материалы в суд», – говорит зам. председателя Россонского райисполкома Алексей Сапо.
Упомянутый руководитель уже успел познакомиться с работниками предприятия.
«Наш новый кризисный директор сказал – если вы не уволитесь согласно договору, не подпишете договора, вас всех по статье уволим. Я проработала в этом колхозе с 1997-го года, и он меня по статье будет увольнять. За что?», – говорит работница «ПлисыАгро».
В этом вопросе можно держать за слово заместителя председателя Россонского райисполкома:
«Будет предлагаться людям работа. Кто будет отказываться – двухнедельную помощь получит. Кому не будет что предложить, тех людей сократят. Все пройдет в рамках законодательства», – говорит Алексей Сапо.
Хозяйство частями отходит к другим, чтобы спасти животных от голодной смерти. Чтобы не было, как со свиньями, которые тысячами вымирали от голода в хозяйстве «Заречье» Рогачевского района.
Открыт вопрос рабочих мест. Подальше от дома обустройство не подходит, например, одиноким матерям.
«В Вяделево предлагали – так какой смысл туда идти! Меня в 5 утра заберут и вечером привезут. А дети?»,– жалуется работница «ПлисыАгро».
Люди страдают из-за системной ошибки государства – говорит экономист Леонид Злотников:
«Это неэффективная экономика. Поэтому решение лежит в возвращении к системе хозяйствования вклада общества, которое мы можем увидеть в Евросоюзе, и в других развитых странах. Это капиталистическая экономика. Не будет ее – не будет ничего».
Работники из Плисы и окрестностей могут потерять даже свое хозяйство. Если предприятие обанкротится, дома придется приватизировать или арендовать у государства. Мать четверых детей Фаина в отчаянии:
«У меня пенсия маленькая, а если в аренду – не знаю как жить после оплаты дома».
На волоске висит судьба 70-ти неплатежеспособных хозяйств области. В этом году деньги им дали. Дадут в следующем?