У бизнеса, который так или иначе соприкасается с белорусской таможней, накопилось много претензий в ГТК. Претензии копились годами, десятилетиями, но практически не решались. Жалобы, обращения в суд - все это практически не имело никакого воздействия на таможню, мерилом эффективной деятельности которой был в основном один показатель - объем поступлений в бюджет. О том, какой вред таможня порой наносит белорусскому бизнесу и экономике страны в целом, никто особо не задумывался. И вот, наконец, ОКС добрались и до ГТК.
Как сказано в документе, основными задачами консультативного органа являются: установление и поддержание официальных отношений консультативного характера между таможенными органами и заинтересованными лицами, в состав которых входят лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы, их ассоциации и объединения; организация и координация взаимодействия таможенных органов и заинтересованных лиц, направленного на повышение эффективности таможенного контроля и предотвращение нарушений в сфере таможенного регулирования; подготовка предложений по включению в проекты нормативных правовых актов предписаний, способствующих повышению эффективности таможенного контроля; рассмотрение проблемных вопросов, касающихся практического применения законодательства о таможенном регулировании заинтересованными лицами.
Членами консультативного органа будут являться представители Государственного таможенного комитета и заинтересованных лиц.
Руководство консультативным органом осуществляет его председатель, которым является заместитель председателя общественно-консультативного (экспертного) совета при Государственном таможенном комитете.
Решения консультативного органа, направленные на повышение эффективности таможенного контроля и предотвращение нарушений в сфере таможенного регулирования, принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколами, которые размещаются на едином интернет-портале таможенных органов.
Также постановлением утверждено Положение о порядке взаимодействия таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, которое направлено на повышение эффективности таможенного контроля и предотвращения нарушений в сфере таможенного регулирования.
Вроде все понятно и во многом даже правильно, если закрыть глаза на то обстоятельство, что решения ОКС будут направлены "на повышение эффективности таможенного контроля и предотвращение нарушений в сфере таможенного регулирования". Об интересах бизнеса, о создании благоприятной бизнес-среды, привлекательного инвестиционного климата в стране, даже о директивах президента - обо всем этом ни слова.
Получается, что бизнес вроде и получит возможность высказать свое мнение, предложить какие-то инициативы, но все они должны быть направлены исключительно на повышение эффективности таможенного контроля. Какой-то странный совет получается.
В Беларуси ОКСы уже во многих ведомствах себя не оправдали. Представителей бизнеса вроде и слушают, даже соглашаются, вносят правки в проекты нормативных актов, но топом все равно делают все по-своему. Так было и с обсуждением Налогового кодекса и с проектом указа президента о риелторской деятельности и по многим другим документам. Процесс принятия мнения общественности представителями государственных органов проходит в буквальном смысле со крипом. И хотя до полноценного взаимодействия еще ой как далеко, бизнес рад и тому, что его хотя бы слушают и даже где-то воплощают в жизнь отдельные предложения.
Как пойдет процесс работы ОКС при ГТК - покажет время. Но пока, с учетом опыта работы других ОКС, преобладает скепсис. Ведь это таможня...