Официальный Минск раздумывает над тем, как адекватно ответить ЕС и США на их санкции, и не прекращает давления на оппозицию и гражданское общество.
Как пишет «Независимая газета», освобожденные до суда оппозиционеры вчера были предупреждены: со СМИ общаться нежелательно, а говорить, что вздумается, чревато серьезными последствиями.
«В настоящий момент наши эксперты самым тщательным образом анализируют и оценивают содержание мер, принятых ЕС и США. На этой основе продумываются возможные ответные шаги», – заявил вчера журналистам пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных. «Они будут сделаны с четким пониманием того, что Беларусь не хочет двигаться по пути негативных и конфронтационных сценариев», но отвечать будет с учетом «универсального принципа взаимности», уточнил он. Происходящее в белорусском обществе пока не дает оснований полагать, что власти испугались санкций и раскаиваются в содеянном. Более того, после объявления решений ЕС и США возобновились приостановившиеся обыски и допросы. В поле зрения КГБ – члены инициативных групп экс-кандидатов, в частности Андрея Санникова, журналисты и общественные организации. Предупреждение о том, что организация нарушает свой устав, защищая права всех журналистов, а не только тех, кто состоит в ее рядах, получила Белорусская организация журналистов. Состоявшиеся в эти дни суды отказали в изменении меры пресечения экс-кандидату Алесю Михалевичу и активистке молодежной оппозиционной организации «Молодой фронт» Анастасии Положанко.
В белорусском обществе угрозу властей ответить ЕС и США «адекватно» воспринимают как анекдотичную. «Это всего лишь риторика», – заявил «НГ» белорусский политолог Валерий Карбалевич. «Лукашенко боится показаться слабым, поэтому пытается демонстрировать силу даже тогда, когда для этого нет никаких оснований», – считает эксперт. В то время как на самом деле у Беларуси нет никаких рычагов для ответных санкций. Что касается визовых запретов для отдельных европейских чиновников, занимавших особо жесткую позицию в отношении официального Минска, то де-факто они и так существовали.
Белорусская оппозиция с разочарованием восприняла мягкое решение ЕС, ограничившегося визовыми санкциями. Отпущенная под подписку о невыезде журналистка Наталья Радина выступила с обращением к европейским министрам, где напоминает им о том, что за решеткой остаются невинные люди, а на раскаяние власти надеяться не стоит. Радину, а также ее коллегу Ирину Халип предупредили, что до суда их общение с прессой нежелательно. Некоторую надежду, правда, оставляет обещание вернуться к вопросу об ужесточении санкций в том случае, если власти не выпустят политических заключенных. «Мы вернемся к этому вопросу, если не будет улучшения ситуации и освобождения людей», – уточнила высокий представитель ЕС по иностранной политике Кэтрин Эштон, однако европейская бюрократическая машина поворачивается медленно, а люди тем временем сидят в тюрьме уже второй месяц.
Вчера ЕС обнародовал перечень лиц, которым будет запрещен въезд в ЕС. Как сообщалось ранее, он расширен до 158 человек за счет тех, кто не является большим чиновником, но своими действиями способствует распространению беззакония. Примечательно присутствие там главного врача больницы скорой помощи Виктора Сиренко, который позволил спецслужбам увезти из больницы находящегося в тяжелом состоянии кандидата в президенты Владимира Некляева, а также штатных пропагандистов власти, судей, выносивших карательные приговоры участникам акции протеста. Эксперты полагают, что это может заставить многих граждан задуматься о их личной роли в поддержке несправедливости и беззакония.
В то же время, как и утверждали накануне эксперты, ощутимыми для власти являются лишь экономические санкции. Вчера Белстат отчитался о том, что отрицательное сальдо внешнеторгового баланса в 2010 году составило 9,6 млрд. долл., что на 33% больше уровня прошлого года. Выступая во вторник на заседании правительства, глава Нацбанка Петр Прокопович заявил, что улучшение ситуации с платежным балансом – основа стабильности белорусской экономики. Соответственно дальнейшее сокращение экспорта, что неминуемо влечет за собой введение экономических санкций, угрожает этой стабильности.
На предприятиях, которых коснулось решение США («Полоцкстекловолокно» и «Лидалакокраска»), не берутся назвать сумму ущерба не только потому, что нужно «держать лицо», но и потому, что потери не рассчитываются путем простых арифметических действий. Ведь санкции – это и удар по имиджу, и большие временные затраты на поиск новых рынков сбыта. Как «подрыв социально-экономической стабильности» оценил вчера введение экономических санкций МИД России в своем официальном комментарии. Интересно, что почти одновременно глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров осудил и поствыборные действия белорусских властей. «Выборы выборами, однако то, что произошло после завершения голосования, является неприемлемым, и Россия это высказала четко, не только потому, что были задержаны наши граждане, а потому что в целом волна арестов не может не вызывать соответствующих эмоций», – сказал Лавров в ходе брифинга в среду. При этом он выразил надежду, что «белорусские коллеги» «оперативно и позитивно отреагируют» на рекомендации Совета Европы.