Белорусский Свободный театр, нью-йоркский Public Theater и правозащитная организация Amnesty International продолжают кампанию солидарности с Беларусью.
На сегодняшний день в ней приняло участие более 30 театров только в одном Нью-Йорке, члены коллективов которых выходили на акцию к зданию белорусской миссии в ООН; подписывали петиции, обращенные к Госсекретарю США Хиллари Клинтон и Верховному представителю ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон; посылали открытки заключенным в тюрьму КГБ; выступали в американских средствах массовой информации...
Сегодня к нью-йоркским театрам присоединяются театры по всей Америке. Питтсбург, Вашингтон, Портленд, Остин, Нью-Орлеан, Лос-Анджелес – это лишь немногие из списка более двух десятков городов, где прошли презентации белорусских пьес и общественные дискуссии на тему происходящего сегодня в Беларуси.
Директор Белорусского Свободного театра Наталья Коляда, комментируя разворачивающуюся кампанию солидарности, начала со слов благодарности американским актерам:
– Мы впервые столкнулись с тем, насколько слаженно и эффективно могут действовать творческие личности, относящиеся к абсолютно разным коллективам, творческим группам, даже можно сказать классам театра. Мы не перестанем благодарить этих людей за их моральную поддержку нашей страны в столь сложный период.
- Вам было сложно разворачивать такую кампанию на другом континенте, среди людей, которые подчас не знают, где находится Беларусь?
- Разворачивать кампанию в стране, где есть реально действующее гражданское общество, и где творческие личности не боятся слова «политика», гораздо проще, чем в стране, где известные актеры и музыканты, потеряв стыд, облизывают с пяток до макушки главу государства. Когда мы прилетели в Нью-Йорк, интереса прессы к белорусской теме не было вовсе, но сегодня, спустя месяц, я могу сказать, что огромное количество американцев узнало о Беларуси и белорусах. Мы не встречаем проблем ни с чем – каждый готов сделать все, что в его силах. Иногда это оборачивалось невероятно вдохновенной деятельностью театралов на новом для себя поприще. И сейчас, переехав в Чикаго, мы ощущаем полное включение в белорусскую тему театральных деятелей, прессы, американских политиков.
- На ваш взгляд, это волна, которая со временем уляжется, либо Беларусь может стать одной из постоянных тем на страницах американской прессы, или в сводках Госдепартамента?
- Так получилось, что американцы узнавали Беларусь не по абстрактным статистическим сводкам, а через живых людей – через труппу Свободного театра, о котором писали и пишут все ведущие американские издания; через Даника Санникова, родителей которого посадили в тюрьму; через Иру Халип и Наташу Радину, оказавшихся в тюрьме КГБ... Когда ты так узнаешь о ситуации в другой стране, никакой «волны» не существует – есть интерес одних людей к судьбе других. И это может стать тем каналом коммуникации между государствами, который никакие политические игры не смогут разрушить.
Даже на встречах в Госдепартаменте и в Сенате США мы то и дело возвращались в разговорах к Данику Санникову и Степе Бебенину, детям Алеся Михалевича, Владимира Кобеца, Виталия Римашевского. Это очень меняет подходы: любой общественный деятель или чиновник отбрасывает политический цинизм, когда речь заходит о конкретных, а не абстрактных детях – о детях, которые сегодня находятся в беде.
- Вы прекрасно понимаете друг друга со своими коллегами в театральной среде. У вас нет недопонимания с представителями политической элиты США?
- Нет, абсолютно. На каждой встрече, при каждом разговоре, мы чувствуем абсолютное включение собеседников в тему, и очень конкретное желание помочь. Я давно не припомню столь мощной политической поддержки – практически все наши предложения были подробно рассмотрены, и, в итоге, практически все они были приняты.
Каковы ваши дальнейшие действия? Не планируете перевести дух и отдохнуть после такой напряженной работы?
- Отдыхать у нас не очень получается: ведь основная наша работа – ставить и играть спектакли. Здесь, в Чикаго, мы сыграем 13 спектаклей, после чего прилетим в Европу. И, скорее всего, параллельно с работой над новыми спектаклями, мы попытаемся развернуть кампанию на «родном» континенте, чтобы европейские политики поняли, что белорусская «волна» спадать не будет.
- Полагаете, что в Америке работа завершена?
- Нет, мы так не считаем. Мы вернемся сюда, чтобы ее продолжить: и театральную, и общественную. Но сейчас здесь многое может происходить уже практически без нашего присутствия. Например, только час назад мы узнали, что в Лос-Анджелесе кампанию Белорусского Свободного театра поддержали блистательные голливудские актеры и потрясающие люди – Эд Харрис и Джеймс Кромвел, которые примут участие в читке пьесы «Быть Гарольдом Пинтером» в адаптации Володи Щербаня, в лос-анджелесском театре RedCat, где мы гастролировали осенью позапрошлого года.
- Удачи вам! Надеемся, что европейский континент отреагирует на белорусские проблемы так же чутко и последовательно, как американский.
- Спасибо. Думаю, во многом это будет зависеть от людей искусства и журналистов, которые могут оказывать давление на политиков, и заставлять их руководствоваться в своей работе не только прагматичной позицией, но и моралью.