Когда народ предъявляет счет правителям, он всегда прав, а правители, прячущиеся за щиты спецподразделений, всегда неправы.
В последние дни телевизионные картинки из Египта напоминают хронику боевых действий: в кадре танки и бронетранспортеры, слышны выстрелы и взрывы, сообщается о сотнях убитых и тысячах раненых.
Массовые выступления противников режима президента Хосни Мубарака, который правит страной уже 30 лет, начались 25 января. Сотни тысяч демонстрантов вышли на улицы Каира, Александрии, Суэца и других городов, вступив в жестокую схватку с силовиками.
Пытаясь воспрепятствовать им, власти отключили в ряде городов интернет и мобильную связь. В столицу были введены армейские подразделения, по всей стране установлен комендантский час. Кроме того, Мубарак назначил вице-президента и отправил в отставку правительство, поручив новому кабинету возобновить субсидирование продуктов питания, контролировать инфляцию и обеспечивать занятость населения.
Однако это не остановило протестующих, которых возглавил 68-летний бывший генеральный директор МАГАТЭ, лауреат Нобелевской премии мира Мухаммед эль-Барадей. Противники режима выступают за создание в стране переходного правительства, которое должно будет изменить Конституцию, исключив из нее положения, противоречащие нормам демократии, после чего в стране должны быть избраны новый парламент и президент.
В начале массовых волнений Мубарак выразил готовность начать диалог с оппозицией. В телевизионном обращении он пообещал, что не будет выставлять свою кандидатуру на сентябрьских президентских выборах, а оставшееся время посвятит подготовке к мирной передаче власти, в частности, созданию условий для конкуренции на выборах посредством изменения статьи Конституции, которая делает невозможным участие независимых кандидатов. Кроме того, он предложил ввести ограничения на количество президентских сроков для одного политика.
В качестве подтверждения серьезности этих намерений обе палаты египетского парламента приостановили свою работу до пересмотра спорных итогов состоявшихся осенью парламентских выборов. Те сопровождались такими масштабными нарушениями, что оппозиция и правозащитники назвали их «худшими в истории Египта». Теперь власти выражают готовность рассмотреть все судебные обращения.
Одновременно они попытались перехватить инициативу у оппозиции и начали мобилизацию своих сторонников. В рядах правящей Национал-демократической партии насчитывается более 6 миллионов человек. По данным СМИ, ее отделениям были отданы указы повсеместно организовывать митинги в поддержку президента, чтобы показать, что он по-прежнему держит страну под контролем.
Воодушевленные заявлением Мубарака, его приверженцы вышли на улицы городов. В среду на центральную площадь Каира Тахрир ворвались тысячи сторонников президента, в том числе на лошадях и верблюдах, и напали на демонстрантов. С обеих сторон в ход пошли камни и дубинки, бутылки с «коктейлем Молотова», а затем началась стрельба. В результате столкновений были убиты трое и ранены около полутора тысяч человек.
На данный момент ситуация остается неопределенной. Как считают эксперты, все будет зависеть от поведения армии, которая до сих пор сохраняла нейтралитет.
Народное возмущение стало следствием целого ряда причин. Прежде всего в 80-миллионном Египте заметно снизился уровень жизни. Несмотря на доходы от эксплуатации Суэцкого канала и большие объемы экспорта текстиля и хлопка, доходы государственного бюджета за последние 5—7 лет упали более чем на 20%, что привело к отмене субсидий на продукты питания.
К тому же неблагоприятные погодные условия в России и высокая стоимость энергоресурсов вызвали рост цен на пшеницу, по импорту которой Египет занимает одно из первых мест в мире. Между тем по уровню доходов населения Египет занимает 147-е место в мире, большая часть населения страны зарабатывает менее четырех долларов в день, и для этих людей рост цен на еду означает катастрофу.
Чрезвычайно высоки безработица и коррупция. Наконец, египтяне устали от своего гаранта Конституции, который сидит на троне с 1981 года, оброс приспешниками, вместе с которыми подмял под себя весь сколько-нибудь значимый бизнес.
Страна пирамид является самой густонаселенной и самой влиятельной на арабском Ближнем Востоке, поэтому события там привлекают наибольшее внимание. Однако за последний месяц мощные антиправительственные выступления прошли и в других государствах региона.
Так, в Тунисе президент Зин аль-Абидин Бен Али, находившийся у власти 23 года, был свергнут и бежал в Саудовскую Аравию. На очереди — Йемен, где на 3 февраля местная оппозиция пообещала властям День гнева.
Местный президент Али Абдулла Салех, который находится у власти с 1978 года, уже пошел на попятный, заявив, что не намерен выставлять свою кандидатуру на выборах 2013 года и проводить операцию «Преемник» с целью передачи власти своему сыну.
Сообщения о многотысячных акциях протеста начали поступать также из Сирии и Иордании, близок к бунту Алжир, а рядом Марокко…
При всех локальных особенностях можно сделать общий вывод: большая часть населения этих стран уже не надеется, что ее запросы на лучшую жизнь могут быть удовлетворены без революции, то есть вынужденного ухода опостылевших правителей, и пытается этот процесс форсировать.
В то же время надо признать, что везде оппозицию сейчас объединяет только ненависть к правящим режимам. Нет гарантий, что в случае победы там начнутся по-настоящему демократические преобразования. Более того, в силу наличия сильных исламистских настроений не исключено, что как раз путем свободных выборов к власти придут бородатые мужчины в чалмах и с автоматами, как это случилось в секторе Газа, где ХАМАС практически сорвал палестино-израильский мирный процесс, равно как и единство в рядах палестинцев.
В связи с этим в белорусских официальных СМИ уже появились рассуждения о том, что это американцы «доигрались в демократизацию «Большого Ближнего Востока»«. С явным намеком на нашу страну: мол, нечего лезть в чужие дела.
Возможно, в данном случае Соединенные Штаты и ошиблись, хотя окончательный ответ даст только время. Однако были и прямо противоположные примеры. К тому же, несмотря на некоторое сходство нынешних событий в арабском мире с белорусскими, различия все же гораздо серьезнее.
Если же рассматривать проблему в принципе, то вряд ли можно спорить с утверждением российского публициста Аркадия Дубнова: «Когда народ предъявляет счет правителям, он всегда прав, а правители, прячущиеся за щиты спецподразделений, всегда неправы». И сколько бы лет они ни правили, конец этому все равно наступит.
Иван Мавританский, «Народная воля»