Белорусские правозащитники обнародовали результаты уникального «тюремного соцопроса».
Анкеты заполнили более двухсот человек, задержанных в Минске после декабрьских выборов президента. Отсидевшие от 5 до 15 суток по обвинению в участии в массовых беспорядках рассказали, как их задерживали, как обращались после ареста и как судили. На эти вопросы не смогли ответить двое россиян, которые до сих пор находятся под стражей — накануне их дела передали в суд.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный передает из Минска.
Ирина Панковец: «Принудительно на работе заставляли идти голосовать досрочно. В приказном порядке, ну, вообще, никто даже ничего и слушать не хотел, и говорить ничего не хотел. Просто идите, голосуйте и отчитайтесь, что вы проголосовали. И сами знаете, за кого».
Тех, кто не хотел за «сами знаете кого», вечером 19 декабря собралось в Минске несколько десятков тысяч. После жестокого разгона митинга 639 человек оказалось за решеткой. Обо всем, что они перенесли с момента задержания до окончания административного ареста, рассказать правозащитникам согласилось 260 бывших сидельцев.
Вопросы одинаковы для всех: при каких обстоятельствах задержали, как обращались и содержали в СИЗО, как судили. Самое удивительное, говорят правозащитники, в этом тюремном соцопросе то, что согласились принять участие не только больше трети задержанных, но то, что это произошло почти сразу после того, как они покинули стены следственных изоляторов. То есть впечатления еще были свежие и, что называется, не стерлись из памяти.
Игорь Сажин, представитель Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси: «Наибольшее количество фактов насилия, жестокого, унижающего обращения произошло в момент задержания».
Ирина Панковец: «Когда я увидела, что люди падают, людей избивают, решила не сопротивляться, просто стояла и ждала».
Игорь Сажин: «Люди содержались в переполненных камерах. Значит, проблемы были с постельным бельем, проблемы были с питанием, со свежим воздухом, с питьевой водой».
Еще все дружно жаловались на скоротечность судов. Приговоры выносились за пять минут без адвокатов и свидетелей. В этом тюремном соцопросе так и не смогли принять участие двое россиян — Иван Гапонов и Артем Бреус. Они по-прежнему обвиняются по статье «организация массовых беспорядков» — до 15 лет лишения свободы.
Вадим Гусев, советник посольства РФ в Республике Беларусь: «Складывается впечатление, что белорусская сторона пытается не увидеть очевидных фактов, свидетельствующих о невиновности наших соотечественников. Как и прежде, в материалах обвинения отсутствуют прямы фото- и видеодоказательства активного участия Бреуса и Гапонова в акции 19 декабря на площади в Минске».
Дело двоих россиян уже отправили в суд, но дата слушаний пока не известна. А Ирине Панковец, которую сразу после отсидки десяти суток уволили с работы, предстоит вновь посетить зал заседаний уже в пятницу вечером. Она подала жалобу на незаконное задержание в декабре. Правда, в положительный для себя исход она не верит. Говорит: за прошедшие полтора месяца во владениях белорусской Фемиды вряд ли что-то могло кардинально поменяться.