Что думает якутский шаман о продолжении похода на Москву.
Отряд якутского шамана Александра Габышева, который шел в Москву с целью "изгнать Путина", объявил о роспуске и прекращении похода. Сам Габышев сейчас находится под подпиской о невыезде, против него возбуждено дело о призывах к экстремизму, хотя обвинения официально еще не предъявлены.
В марте 50-летний Габышев, называющий себя "шаманом-воином", отправился пешком в российскую столицу из Якутска. Он заявил, что намерен изгнать президента страны Владимира Путина, и сказал, что ухода Путина потребует и огромная толпа сторонников, которую он соберет на пути.
Поход Габышева и его сторонников прервался на рассвете 19 сентября, когда на границе Бурятии и Иркутской области группа людей в масках задержала и увезла его. Вскоре стало известно, что Габышева доставили обратно в Якутск и провели психолого-психиатрическую экспертизу. Вскоре в интернете появилась видеозапись, на которой шаман сообщил, что у него нет претензий к властям.
Габышев и его адвокаты ожидают результаты экспертизы. Пока что он считается подозреваемым по уголовному делу о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности (по ч. 1 ст. 280 УК РФ).
В интервью корреспонденту Би-би-си Олегу Болдыреву Александр Габышев рассказал, как он относится к внезапной приостановке своего путешествия и что намерен делать дальше.
- Как ваши дела? Как ваше здоровье и психологическое самочувствие?
- Нормально, здоровье нормально, психологическое самочувствие тоже.
- У вас есть какое-то объяснение, почему вас задержали именно в тот день и именно там? Или это все более-менее случайная вещь?
- По моему мнению, это из-за событий в Бурятии.
- То есть вас напрямую связали с ними и решили, что от вас такое беспокойство?
- Да, напрямую. По моему мнению, это ошибочно. Никакого отношения к этим митингам я не имею.
- Вы говорили о том, что "собираете камни". Это можно понять как то, что вы уронили какие-то зерна, которые стали прорастать? Это можно так истолковать?
- Нет, мы никого не агитировали, не призывали. Мы просто шли себе и шли. События начали развиваться по их сценарию, а не по нашему. В наших планах было спокойно пройти Бурятию и все.
Юридическая неграмотность
- Многие говорили, что видео, которое вы записали в Якутске, было записано под давлением. Так ли это?
- Никакого давления не было, я это говорил искренне. Может, я говорил юридически неграмотно. Потом адвокаты мне объяснили, в каких вопросах я говорил неправильно из-за своей юридической неграмотности.
- Насколько я понимаю, пока результаты психологической экспертизы не будут нам предъявлены, вы не можете официально считаться подозреваемым или обвиняемым. Каков ваш статус сейчас?
- Пока обвинение мне не предъявлено, адвокаты продолжают работать, ничего пока не ясно.
- То есть дело есть, но вы еще не обвиняемый?
- Да, я сейчас свободно живу, без всякой охраны или наблюдения. Спокойно живу, пока мои адвокаты разбираются.
- Вы вынесли очень много физических тягот на этой дороге, и это все так резко прекратилось. Вам обидно?
- Как говорится, я шаман, поэтому все это я мог предчувствовать и предвидеть. Трудности дороги я не ощущал, потому что все, как говорится, было с божьей помощью. Я как верующий человек считаю, что последние события были предопределены случаем и судьбой.
- Можно ли говорить, что у вашего незавершенного похода был результат, или все это с вашим возвращением в Якутск обнулилось?
- Много было предсказаний на мой счет, но ни одно из них не говорило, что меня насильственно остановят. Говорили, что я поболею, что сам уйду, что паду духом. Но предсказатели ошиблись.
- Но был ли результат у вашего похода до берега Байкала?
- Народ стал более открыто выражать свое мнение, стал более раскрепощенным. В наших условиях это очень даже хорошо.
Положительные процессы
- Насколько я понимаю, оставались люди, готовые идти дальше, невзирая ни на что. Как вы относитесь к этим попыткам продолжать движение на Москву?
- Все, кто относится к моему отряду, получили приказ разойтись по домам и отдыхать. И они это все выполнили. А те, кто не в моем отряде и кто не считает меня своим лидером, - у них свое мнение, я их не могу контролировать. Постоянные члены моего отряда послушались моего приказа, прекратили движение и отправились по своим домам.
- Были сообщения о том, что какие-то другие жители Якутии, тоже утверждающие, что они шаманы, выдвинулись в поход. Как вы на это реагируете?
- В Якутии это не подтверждается местными жителям, это просто слухи на уровне сплетен. Никто отсюда в поход не выдвигается.
- У тех, кто вас поддерживает, какие сейчас способы менять ситуацию? Что бы вы им советовали делать?
- Мой совет и даже распоряжение заключается в том, чтобы они до судебного разбирательства вели себя тихо и спокойно. Как у нас принято говорить в отряде, наступила пауза.
- Если суд позволит вам вернуться в ту точку, где вы были остановлены, вы продолжите этот поход?
- Если заглядывать в будущее, если власти пойдут на компромисс и прекратят дело и выпустят меня на свободу, то дальше, как говорится, воля божья. Но я не имею права заглядывать в будущее.
- Вы ждете компромисса от власти, которую достаточно категорично осуждали и отрицали…
- За это время власть, наверное, посмотрела на себя со стороны и со стороны народа, и кое-какие положительные процессы идут, я на эти положительные процессы тоже надеюсь.