Все, как в «Гамлете».
Грета Тунберг не получила Нобелевскую премию мира. Для этого нужны серьезные многолетние усилия.
Такие усилия предпринимал ради мира в регионе 43-летний Абий Ахмед Али, эфиопский премьер с апреля прошлого года, так что все справедливо. Сам он представитель народа оромо, мусульманин, мать у него православная, отсюда веротерпимость.
Говорить о том, что Абий Ахмед Али урегулировал конфликт Эфиопии с Эритреей, пока все-таки преждевременно: горячая его фаза пришлась на 1998–2000 годы, тлеет он и посейчас, но эфиопский премьер пообещал эритрейцам выполнить решение Международного трибунала в Гааге, который присудил Эритрее город Бадме. В городе этом жили, по переписи 2005 года, 834 мужчины и 729 женщин, тогда как жертвами эфиопско-эритрейского конфликта стали 60.000 эфиопов и 40.000 эритрейцев (правда, обе стороны признают по 20.000 убитых). Все, как в «Гамлете»: «Смотреть на двадцать тысяч обреченных, готовых лечь в могилу, как в постель, за обладанье спорною полоской, столь малой, что на ней не разместить дерущихся и не зарыть убитых».
Миротворческие заслуги эфиопского премьера не ограничиваются обещанием отдать спорный город: он еще уступил египтянам спорную ГЭС «Возрождение», сооружаемую на правом притоке Нила. Но главное – он либерализовал политическую жизнь в Эфиопии: там прошли демократические выборы, ключевых оппозиционеров выпустили из тюрем, а министром обороны впервые в истории назначили женщину, Аишу Мохаммед Русу, после чего количество мужчин и женщин в правительстве уравнялось.
Лично вы, товарищи, как хотите, а я усматриваю в этом награждении прямой сигнал России. Ясно же, что цель Нобелевского комитета вовсе не поощрить какую-то там Эфиопию, которая вовсе не в центре внимания мира. Россию они страстно желают наградить – и не могут. А наградят, когда российская власть урегулирует конфликт с Украиной, отдав границу под ее контроль, выпустит оппозиционеров и отправит на их место (пусть хоть просто в отставку) коррупционеров, проведет демократические выборы, а министром обороны в знак миролюбия сделает женщину.
Пока, правду сказать, все это выглядит маловероятным. Среди отечественных политиков не просматривается кандидат с такой программой. Видимо, придется ждать, пока во главе России не окажется представитель народа оромо.
Дмитрий Быков, «Собеседник»