Водитель не разглядел в 11-летней девочке школьницу.
Семья Анны Валентионок живет в деревне Жуковка, а ее 11-летняя дочь Оля учится в школе в Минске. Во вторник, 15 октября, девочка собиралась вернуться с занятий домой на пригородном автобусе. Ученической справки у нее с собой не оказалось, денег на билет тоже. В итоге, по словам мамы, автобус уехал, а ребенок так и остался на остановке. «Дочке 11 лет, внешне она тоже выглядит как ребенок, — говорит мама. — Неужели этого недостаточно, чтобы без справки понять: она школьница?»
Деревня Жуковка находится в часе езды от Минска. Обычно на уроки и с уроков родители возят Олю на машине. Исключение — вторник. В этот день домой девочка добирается на рейсовом автобусе, пишет tut.by.
— Во вторник у нее нет никаких кружков, занятия заканчиваются около двух дня, — рассказывает Анна. — От школы до остановки идти минут 15. В 14.37 из Минска до Жуковки идет пригородный автобус, на нем дочке удобно возвращаться.
Именно на нем 15 октября школьница и собиралась вернуться домой. В салон девочка заходила через переднюю дверь, на входе водитель попросил ее предъявить справку учащейся. Документа у ребенка не оказалось.
— Тогда он сказал оплатить проезд, — продолжает Анна. — Билет стоит 2 рубля. Она посмотрела по карманам, но нашла только 70 копеек. Водитель сказал: денег нет, выходи — и уехал. Дочка расплакалась, стала звонить мне. Я дома с двумя детьми, которые болеют. Следующий автобус в расписании только через два часа, поэтому мне пришлось самой срочно за ребенком ехать.
— Почему у нее не было справки?
— У меня заболел младший ребенок, и до середины сентября мы лежали в больнице. Сейчас мы делаем документы младшему ребенку в сад, старшему — в школу. Параллельно у детей начались кружки. Успеть все сразу сложно. Но мы сделаем эту справку.
— Чтобы сделали справку, достаточно ведь просто принести фотографию.
— Мы недавно переехали. Фотографии, которые летом делали детям на паспорта, на старой квартире, — объясняет мама. — Да и в прошлом году, когда у нее была справка, этот документ никто никогда не спрашивал.
— А карманных денег вы Оле не даете?
— Даем, но это же ребенок. Иногда она выскакивает из дома и может забыть деньги или все потратить. Думаю, если бы она в тот день внимательно проверила все карманы, она бы нашла больше, чем 70 копеек. Просто она испугалась и растерялась.
Пока мама ехала от Жуковки до Минска, Оля стояла на остановке.
— В среду я ездила в автопарк, где работает этот водитель. Хотела посмотреть ему в глаза, — возвращается к тем событиям собеседница. — Но его контактов мне не дали. Из руководства парка со мной также никто не поговорил и не извинился.
Анна оставила жалобу в книге жалоб и предложений автопарка. В ближайшие дни мама планирует отвезти жалобы в Минсктранс, Мингорисполком и милицию.
— На мой взгляд, водитель нарушил статью Уголовного кодекса и оставил ребенка в опасности, — говорит она. — Да, есть дети, которые выглядят взросло. Но по моей дочке понятно, что она ребенок. А значит, неважно, есть у нее справка или нет, она учится в школе.
В Минсктрансе поясняют, что это дело находится на рассмотрении. Позже Анна получит ответ на свою жалобу.
— В законодательстве четко прописано, что у школьника [для бесплатного проезда] должна быть справка или электронная карта учащегося. Но ни того, ни другого у ребенка не было, — комментирует Александр Фомин, начальник управления организации перевозок Минсктранса. — Приведу простой пример. Я забыл дать ребенку деньги на обед, она не поела, кто виноват: я или столовая?
— Но у девочки ведь был и портфель, и дневник, разве это не доказывает, что она школьница?
— Здесь дело не в ребенке. Бесплатный проезд на пригородном автобусе имеет четко ограниченные рамки, — уточняет специалист.
По закону бесплатно ездить в пригородном транспорте Минского района могут дети не из всей страны, а только те, кто живет в Минском районе и учится в Минске. Если ребенок из другого региона, он должен купить билет.
— Это первый момент, а второй — если на пригородных и междугородних автобусах выявляют безбилетного пассажира, то отвечает и пассажир, и водитель, — продолжает Александр Фомин. — И неважно, кем будет этот безбилетник — бабушкой, ребенком или школьником. Протокол составляют и на пассажира, и на водителя.