Что власти задумали в ответ?
В Беларуси с ноября обновят базу «трудоспособного населения, которое не занято в экономике». Тем, кто попадет в отредактированную базу, придется оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение.
Первые списки «тунеядцев» по новому декрету были сформированы к 1 февраля 2019 года. При этом по-прежнему неизвестно, сколько человек находится в базе и сколько из них уже получают потяжелевшие жировки: Минтруда не раскрывает эту информацию. Зато хорошо известны скандальные провалы властей, когда в базу «тунеядцев» включали военных, пенсионеров и даже давно умерших.
Что ждет белорусов на этот раз? На вопросы Charter97 отвечает экс-судья Конституционного суда Беларуси, доктор юридических наук, профессор Михаил Пастухов.
- Власти заявили, что с 1 ноября в Беларуси будет действовать обновленная база «тунеядцев». Ранее они заявили, что переносят оплату по полным «тунеядским» тарифам для безработных на май месяц из-за недостаточных данных. Почему база не смогла заработать сразу?
- Прежде всего, здесь нужно отметить социальные и политические моменты. Власти прекрасно понимают, что допускается дискриминация в отношении определенной части населения – и им придется платить за отопление в 5 раз больше, чем остальным людям.
Это неприкрытый ничем грабеж. И, конечно, это вызовет негативную реакцию у записанных в «тунеядцы» людей - а это более 400 тысяч. Все это может отразиться на ходе предстоящих «парламентских выборов».
Белорусы так же, как и в 2017 году, могут вновь выйти с протестами, могут повторить «Марш рассерженных белорусов». Поэтому власти предусмотрительно решили перенести эту экспроприацию средств у «тунеядцев» на более «спокойное» время.
По большому счету, отложено выполнение ранее принятого решения еще на полгода. Лукашенко вынужден был отказаться о своего первоначального намерения.
Когда власти захотели на основании введенного в 2015 году декрета №3 собирать с белорусов «тунеядский налог», люди по всей Беларуси вышли на массовые протесты «нетунеядцев» - и Лукашенко решил убрать этот налог.
Сейчас мы наблюдаем второе отступление властей, а к маю отопительный сезон уже будет закончен. 2:0 – в пользу тунеядцев!
- Ранее было заявление, что «тунеядская» база пополняется из 50 источников. Какие там могут быть данные и кто их предоставляет?
- Согласно Конституции белорусам гарантируется защита данных о личной и семейной жизни, и государство обязано защищать это право. Власти не должны вторгаться в это без законных на то оснований.
Но здесь открыто звучит антиконституционное признание, что информацию о белорусских гражданах власти получают из 50-ти источников. То есть - это 50 признаний незаконного посягательства на конституционные права граждан.
Прежде всего, такие данные о белорусах, в том числе и о выезжающих за рубеж, собирает министерство труда и социальной защиты. Также налоговые органы, таможенные и пограничные службы, которые фиксируют, что люди выезжают из страны.
Это, естественно, делают спецслужбы, которых в Беларуси аж восемь – начиная с КГБ и заканчивая учреждениями, которые созданы при Лукашенко – в том числе информационно-аналитический и оперативно-информационные центры.
По сути, досье ведется по линии всех государственных органов и учреждений, которые только могут быть. Используется базы МВД, прокуратуры, данные предоставляет и министерство информации.
По поводу этого признания властей соответствующие органы обязаны возбудить уголовное дело и провести расследование. Но наше законодательство почему-то молчит.
- Могут ли власти использовать другие методы, к примеру - перепись, в качестве инструмента для пополнения данных о «тунеядцах»?
- Безусловно, данные из переписи станут еще одним дополнительным источником информации о гражданах – к примеру, об их доходах. Эта база будет доступна всем государственным органам, которые смогут посмотреть, работает человек или нет.
Станет доступной даже информация о том, подрабатывает ли человек у своих родственников. Непонятно, зачем на переписи об этом спрашивать, будто родственники – работодатели.
Сами вопросы, которые есть в переписном листе, заслуживают критической юридической оценки - они посягают на права и свободы белорусов. Их следовало бы проверить на соответствие Конституции, признать факт превышения власти и отменить. Но сейчас, конечно, никто этим заниматься не будет.
- Как вы считаете, затраченные средства на создание базы, комиссий, обслуживание декрета, вся эта игра стоит свеч?
- Это мероприятие весьма убыточное. Для этого наверняка выделялись большие средства из бюджета.
Люди, конечно, возмущаются, с какой стати власть вторгается в их личную жизнь. Эти нарекания чаще всего справедливы, потому что государство интересует слишком большой спектр вопросов.
Видно, что нынешняя перепись проводится некачественно, хаотично и никто не вникает в точность данных. Судя по всему, недостающие данные о людях затем будут каким-то образом восполняться.
- Как людям защищать свои конституционные права на защиту личных данных и право на труд?
- К сожалению, на сегодняшний момент в Беларуси ограничены возможности граждан в защите своих прав и свобод. Согласно нашей Конституции гарантировано только три легальных способа: судебная защита, помощь адвокатов и профессиональных юристов, которые имеют лицензию на оказание юридических услуг и самое крайнее средство – обращение в международные инстанции, когда исчерпаны национальные средства.
Но белорусам может помочь только одна инстанции – Комитет ООН по правам человека. Поскольку Беларусь не является членом Совета Европы, белорусы лишены возможности обращаться в Европейский суд по правам человека.
Что касается судебной защиты – практика показывает, что далеко не все жалобы принимаются судами к рассмотрению. Суды нередко отказывают, особенно, если речь идет об обжаловании действий органов управления и должностных лиц, включая высшие должностные лица. Суды совершают отказ в правосудии по причине неподведомственности такого вида споров.
Это неправильно, так как суды должны принимать к рассмотрению все жалобы. Другое дело, что они могут в итоге отказать в удовлетворении жалобы, а могут передать в другие органы, если есть признаки преступления.
Перейдем к следующему способу защиты. В Беларуси, увы, действует монополия адвокатов, в частности, республиканская коллегия адвокатов. Юристы, которые не имеют адвокатской лицензии, не могут по общему правилу защищать права и свободы граждан, в том числе в уголовном процессе и по вопросам административных правонарушений.
В Беларуси стоимость услуг адвокатов очень велика и чаще всего людям не по карману. Эта монополия является серьезной преградой на пути защиты прав и свобод граждан. За счет дотаций из бюджета должна быть создана местная муниципальная юридическая помощь.
Конечно, и международные средства защиты должны быть расширены. Беларусь как европейская страна должна быть в Совете Европы, должна признать европейские стандарты, должна отказаться от смертной казни. И, наконец, - должна дать право своим гражданам обращаться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Поговорим о защите права на труд. К сожалению, в Беларуси действует контрактная система, которую можно назвать крепостным правом, и работники находятся в подневольном состоянии. Сначала людям дают возможность поработать, а затем администрации без объяснения причин и порой даже без выплаты выходного пособия может просто расстаться с работником.
Это является серьезным нарушением трудовых стандартов. Это игнорирование конвенций международных организаций труда, которую Беларусь обязалась выполнять.
У нас есть право на труд, но не обязанность. Государство нарушает права граждан, фактически ставя их в положение крепостных. Власти принуждают белорусов к труду, что категорически недопустимо по международным стандартам. Лукашенко возрождает в Беларуси принудительный труд и всячески его приветствует.
Чиновники совершили должностные преступления, злоупотребили своей властью, но никто за это не несет ответственности. У нас бездействует Конституционный суд, не принимая жалобы людей на нарушение Конституции. Так зачем нам такой суд?
Судебную систему нужно реформировать. Нам нужно уйти от практики назначения судей к практике их избрания – как на уровне региональных судов, так и в Верховном и Конституционном судах. Судьи должны избираться со стороны демократически избранного парламента.
Основная правовая проблема Беларуси состоит в том, что у нас нет выборов. Также у нас нет легитимного парламента, который был упразднен по итогам референдума 1996 года. Этот парламент - Верховный Совет Республики Беларусь необходимо возродить! И уже он должен сформировать иные легитимные органы власти на основе Конституции 1994 года. Вот тогда в Беларуси будет законность, демократия и будут уважаться права и свободы граждан.