Отделы КГБ и милиции в регионах продолжают преследование демократических активистов по уголовному делу о событиях 19 декабря. Списки вопросов следователи получают из Минска.
В Могилеве многодетная мать Наталья Шкадун добивается от начальника Ленинского отдела милиции, чтобы прекратили преследование ее несовершеннолетней дочери Анны. 16 января они обе участвовали в акции солидарности с белорусскими политзаключенными. Как утверждает Шкадун, 20 февраля неизвестный, который представился сотрудником райотдела милиции, по телефону предложил дочери встретиться и поговорить об акции, передает «Радыё Свабода».
«Я требую дать мне объяснения. Если это сотрудник милиции, то почему он действует с нарушением законодательства. Если же это не сотрудник, то найти личность, которая беспокоит моего ребенка, и предостеречь от проблем. Раньше я участкового предупреждала, что дочь несовершеннолетняя и без меня никакие действия с ней не должны проводиться», - объясняет Наталья Шкадун.
8 февраля суд Ленинского района Могилева вынес Наталье Шкадун предупреждение за участие в несанкционированном пикетировании. Еще двух участников акции судья Галина Кужалева наказала административным арестом на пять и семь суток. К другим участникам, студентам, сотрудники милиции и КГБ приходили в учебные заведения.
Витебский демократический активист Алесь Головань сообщил «Радые Свабода», что повестки в Первомайский РОВД на 22-е февраля милиционеры выписали всей его семьи:
«Родителям также были доставлены повестки. Вручены. Точнее, «вручены» - это в кавычки. Ведь они были не вручены, а брошены: милиционер, который не назвал себя, просто бросил все три повестки в квартиру через порог. Не отдал в руки, а именно забросил! Я не понимаю, как так можно! Это не по-человечески ... Мои родители - взрослые люди, мать - инвалид второй группы. И ей вот такое!»
В повестках указано, что Александр Головань и его родители должны явиться в милицию, чтобы дать какие-то объяснения. Активист считает, что вызов может быть связан с событиями 19-го декабря, когда он был задержан в Минске и отбыл 10 суток ареста в жодинской тюрьме. В то время в квартире, где он живет с родителями, был проведен обыск. По возвращении в Витебск Алеся Голованя допросили сотрудники КГБ.
«Повестки - “для дачи объяснений”, и явка, сказал милиционер, суперобязательная ... Я считаю, что это все в целях психологического давления и связано, безусловно, с событиями 19-го... Просто уже не знают, как на меня еще нажать. Ну, правда, что еще можно сделать? С работы меня давно уволили, сейчас отсидел 10 суток, допросили меня, а сейчас давить на самое больное - вызывают родителей-пенсионеров, каждому из которых более 70 лет уже».
Алесь Головань не исключает, что родителями заинтересовались по той причине, что он пользуется мобильными телефонами, зарегистрированными на них. И оба эти телефоны были у него на площади Независимости во время задержания.
Головань работал в команде кандидата в президенты Алексея Михалевича и однажды был задержан с бело-красно-белым флагом в кармане. С этим флагом активист собирал подписи и стоял на пикетах.