Репортаж о суде над гражданами России в Минске показал телеканал НТВ.
Иван Гапонов и Артём Бреус, запертые в минском СИЗО уже два месяца, предстанут перед белорусским судом. Из россиян, задержанных за участие в массовом митинге, им не повезло больше всех. 30 декабря, когда остальных девятерых выпустили, Гапонова и Бреуса арестовали повторно и, как оказалось, надолго.
Дипломаты, которые все это время носят передачи, со слов заключенных рассказывают, что из них выбивают ложные показания, угрожая несладкой жизнью в колонии.
Репортаж корреспондента НТВ Георгия Гривенного.
По злой иронии белорусской юридической судьбы, дело россиян Артёма Бреуса и Ивана Гапонова рассматривает суд Московского района города Минска. Наши соотечественники идут своеобразным вторым запуском в целой серии судов по делу об акциях протеста, которые прошли сразу после президентских выборов в самом центре белорусской столицы 19 декабря.
Скорбный список наказанных за свое участие в акции, которую оппозиция называет мирной, а власти — массовыми беспорядками, на прошлой неделе открыл гражданин Беларуси Василий Парфенков. За свое присутствие на площади Независимости он получил четыре года колонии строгого режима.
Парфенков — активист предвыборного штаба бывшего кандидата в президенты Владимира Некляева, согласно приговору, «не менее 60 раз ударил по зданию дома Правительства, да еще натоптал зеленых насаждений (а речь идет о событиях 19 декабря) почти на пять тысяч долларов». Свою вину подсудимый признал частично.
Известный минский адвокат Гарри Погоняйло говорит, что приговор Панфенкову стал юридическим лекалом, то есть примером для следующих судебных решений. Ведь в Беларуси действуют так называемый принцип преюдиции, когда каждый следующий суд обязан без проверки принимать во внимание факты, уже доказанные предыдущим приговором по тому делу. Первый суд уже признал, что 19 декабря в Минске были массовые беспорядки, в них участвовали Парфенков и другие, неустановленные лица.
Гарри Погоняйло, адвокат: «Эти неустановленные лица затем приобрели конкретные фамилии — Бреус и другие. Конечно, суд будет связан этими оценками и этими выводами. Я думаю, это сделано умышленно. И мы обратили внимание на то, что в суде не исследовались вообще доказательства массовых беспорядков».
Кадры с эфира белорусского телевидения — единственная возможность до суда увидеть лица Ивана Гапонова и Артёма Бреуса. До этого пресса узнавала об их состоянии, мнениях и опасениях только через дипломатов, навещавших их в изоляторе. Основных посылов два: россияне не признают себя виновными и боятся, что таковыми их все-таки признают.
Вадим Гусев, советник посольства РФ в Беларуси: «По мнению Бреуса, на суде все обвинение против него будет строиться на показаниях только одного свидетеля, и то сотрудника правоохранительных органов. При этом свидетель постоянно меняет свои показания».
О том, что это все же не суд над банальными уголовниками, говорит и уровень высочайшего внимания к процессу.
Александр Лукашенко: «Российское посольство заявило, что два гражданина якобы были вместе с десятками тысяч белорусских граждан. Вас кто сюда звал? Кто вас сюда звал громить Дом правительства?»
В исходе процесса по делу Бреуса и Гапонова в Минске мало кто сомневается. Приговор будет, скорее всего, обвинительный и с реальными сроками заключения. А как скоро он будет зачитан, нельзя даже предполагать.