Страну нужно вытягивать из этого болота.
Самый популярный блогер Беларуси Степан Светлов (NEXTA) дал большое интервью «Белсату». Его фильм «Лукашенко. Уголовные материалы» набрал более 1,5 миллионов просмотров на youtube.com.
После этого блогер предложил сегодня 8 ноября в 18.00 обсудить фильм в Минске на площади Свободы.
Папа объяснил мне, что происходит в стране
В детстве мне отец рассказывал, что на самом деле происходит в Беларуси. Потом я начал самостоятельно искать информацию, читал независимые сайты и понял – что-то не так. Я собственными глазами видел разгоны молчаливых протестов. Мне было тогда 13. Это сильно повлияло. Я ходил на политические акции. Последняя была в феврале 2017 года. Тогда в Минске люди вышли на «Марш рассерженных белорусов» против декрета о тунеядстве. Пришел туда с друзьями. Увидел много молодых и понял, что будущее не потеряно.
Сначала была музыка
Группа NEXTA появилась в лицее [Белорусский гуманитарный лицей имени Якуба Коласа – фактически подпольное учреждение образования, где все предметы изучаются на белорусском языке. – Belsat.eu]. Мы играли каверы на лицейских концертах.
Первую тысячу старых белорусских рублей мы заработали, играя в подземном переходе. Я играл на трубе, а друг – на гитаре. Потом появился еще один гитарист. Вот так и появилась наша группа. Но мы сделали только три трека.
Я сам придумал концепцию песни «Выбора нет» [кавер на песню «Выхода нет» группы Сплин. – Belsat.eu], которая вышла накануне президентских выборов. Слушал тогда Сплин и подумал, что в Беларуси по сути тоже самое – за 20 лет ничего не изменилось, и набросал текст. А финальную версию нам помог сделать один известный поэт. Он просил не называть его имени.
Вообще разную музыку люблю и лайкаю все подряд. Нравится Скрябин, Three Days Grace, Oxxxymiron. Я, кстати, предлагал ребятам из группы снова собраться, но что-то не получается. Хотя все, кто играл в NEXTA, теперь живут в Польше.
Вся семья меня поддерживает
Мама поначалу с настороженностью относилась к моему влогерству, а потом смирилась. В принципе, в моей семье все меня поддерживают и разделяют мои взгляды. Не со всем соглашаются, но читают, советуют.
Раньше я был за бойкот. Сейчас – за революцию в сознании
В 2015 году выборы были безальтернативные. Я думал, что бойкот – это единственный верный путь. Я надеюсь, что мои подписчики, которые придут на акцию 8 ноября в Минске, помогут разобраться, что делать сейчас и какие действия предпринять перед выборами 2020 года. Не известно, что будет через год, какие будут кандидаты и будут ли уличные протесты.
Я выступаю за революцию. Революцию в сознании белорусов. Просто лайков недостаточно. Я не призываю людей выходить на улицу. Я призываю отстаивать свои права. Хотя бы там, где вы работаете. Я призываю фиксировать беспредел и публиковать это. И начинать нужно с себя.
Я не правый и не левый
Это разделение на правых и левых слегка устарело. Я стараюсь взвешенно подходить ко всему. Неважно это легализация марихуаны или что-то еще. Нужно просто посмотреть на развитые страны, которые это уже внедрили, оценить все минусы и плюсы. Но главное, чтобы это не было решение одного человека. Вспомните запрет на продажу алкоголя в Беларуси, который Лукашенко взял и убрал своей волосатой рукой.
Лукашенко – это…
Лукашенко – это совок во всем. Во взглядах и делах.
Про парламентские выборы-2019
Участие молодых людей в нынешней парламентской кампании лучше, чем ничегонеделанье и сидение на диване. Любой движ приносит пользу. Если ты сидишь – точно ничего не изменится. Нужно разговаривать с людьми, продвигать свои идеи, не бояться и пытаться что-то изменить.
Страну нужно вытаскивать из этого болота. Мы уже не на дне. Мы под ним. Половина страны хочет уехать, а вторая не видит перспектив.
Оппозиция
Белорусская оппозиция – она разная. Власть 25 лет делала все, чтобы она не объединялась. Поэтому сейчас ее легко поливать грязью и клеймить. Безусловно есть оппозиционеры, что прошли тюрьмы, подвергали жизнь опасности и брали на себя ответственность за тысячи людей.
Молодцы, что они что-то делают. Плохо, что разъединены. Но назвать человека из оппозиции, которого вижу в президентском кресле, я не могу.
Если придется выбрать между «Белсатом» и блогерством
Я люблю «Белсат», но если нужно будет выбирать, то я выберу блогерство. Блог – это свобода. «Белсат» – это зарплата.
Я готов работать грузчиком, но свое дело не брошу и буду дальше заниматься блогерством.
В Беларуси на 1000 просмотров на YouTube можно заработать $0,3
На 1 млн просмотров я зарабатываю $300.
В нормальных странах за 1000 просмотров дают $1. Такой вот рынок рекламы. Белорусский бизнес боится давать рекламу в моем Telegram’е. В основном рекламодатели сами на меня выходят, но они из России. Иногда это какие-то паблики. Иногда компании. Я всегда их проверяю на наличие прокремлевского дискурса. Реклама у меня стоит от $300 до $1000.
Продакшн NEXTA
Сейчас я делаю у себя дома студию. Собираю команду и планирую запустить эфиры на YouTube. Есть много идей. А в будущем хочу открыть продакшн или школу блогеров.
Я тут с шаурмой, а они хотят селфи
В Варшаве был случай, когда я купил себе шаурму и тут подходят ребята и просят сделать с ними селфи. Не люблю, когда меня узнают на улице.
Мой учитель – YouTube
В основном я смотрел российских блогеров и старался создать что-то свое. Вообще мой главный учитель – YouTube. С белорусскими блогерами дружу. Правда, Влад Бумага [белорусский блогер. – Belsat.eu] мне никогда не писал. Анатолий Шарий [украинский блогер. – Belsat.eu] – интересный кейс, но я его осуждаю.
Мне кажется, свобода слова подразумевает, что должны быть блогеры за Лукашенко, которые говорят от имени этих 10 % людей, и те, кто против него.
У меня умные подписчики
На меня подписаны думающие люди. Если они с чем-то не согласны, то обязательно это откомментируют. Кстати, в последнее время стало больше хейтеров. Похоже, что было создано что-то наподобие фабрики троллей. Они лайкают друг друга и поднимают рейтинг. Нормальные люди их легко вычисляют. Я этим не занимаюсь.