Почему повышение цен на топливо может снести режим в Иране.
В Иране выходные прошли под знаком протеста: люди вышли на улицы после того, как правительство объявило о двукратном повышении цен на бензин и возвращении практики квотированной продажи топлива в одни руки. Очень скоро экономические лозунги дополнились политическими. Рассказываем, что известно на этот час, пишет znak.com.
С чего все началось?
Правительство Ирана распорядилось поднять цены на бензин. В пятницу, 15 ноября, оно вступило в силу. Власти объяснили это заботой о малоимущих: средства, сэкономленные в результате сокращения госсубсидий, которые помогали держать цены на прежнем уровне, обещано направить на материальную помощь нуждающимся.
Стоимость автомобильного топлива в Иране — одна из самых низких в мире: до повышения литр бензина стоил 15 тыс. риалов (это $0,09), а после повышения стал стоить 30 тыс. риалов (около $0,2). Но само повышение оказалось двукратным, то есть было воспринято населением как шоковое.
Чтобы смягчить последствия столь радикальной меры, иранские власти все же предусмотрели льготную стоимость топлива — все те же 15 тыс. риалов. Однако льготная цена будет действовать на квотируемый объем бензина. Практика ограничения продажи бензина в одни руки в Иране не новая, последний раз она вводилась при президенте Махмуде Ахмадинежаде, но позже была отменена. Теперь же правительством установлено, что каждый автовладелец сможет залить по льготной (читай — прежней) цене только 60 литров бензина в месяц, а владелец мотоцикла — лишь 25 литров. Отдельная квота была предусмотрена для таксистов — 400 литров. Каждый литр бензина, проданный вне квоты, обойдется вдвое дороже — то есть в 30 тыс. риалов за литр.
Как развивались события?
Протесты против этого решения охватили сразу несколько городов страны, включая столицу. По некоторым данным, количество этих мест достигло 100, то есть протест можно считать повсеместным. Все началось с мирных пикетов и митингов. Но в некоторых городах выступления быстро стали более радикальными, чему способствовало участие в акциях большого числа молодых людей.
Например, в городе Сирджане протестующие выместили гнев на нескольких автозаправочных станциях, повредив их. А после и вовсе попытались поджечь местное нефтехранилище. Тогда же пролилась первая кровь: в стычке с полицейскими погиб один и были ранены два человека, хотя, как уверяют власти, сотрудники сил безопасности ограничивались предупредительными выстрелами в воздух.
Всего, по неподтвержденным данным на этот час, начиная с пятницы в столкновениях погибли 27 иранцев. Есть жертвы со стороны полиции.
В самом Тегеране автомобилисты перекрыли несколько ключевых трасс. Полицейских, прибывших для наведения порядка, они призвали перейти на их сторону. На попытку начать силовой разгон участники акции ответили поджогами патрульных машин.
#IranProtests
City of Karaj, Iran
17 November 2019
Day 3 of protests
People screaming "dishonest, dishonest" pic.twitter.com/K7xIcBS0SE
По данным агентства Fars, общее число протестующих в Иране только за два дня составило почти 87,5 тыс. человек, а число задержанных участников демонстраций — около 1 тыс. В ряде мест отмечены нападения на полицейских, поджоги офисов банков, магазинов, различных учреждений. Особое внимание участники акций уделили системам видеонаблюдения в городах: они сбивали камеры и перерезали провода, которые к ним подведены, пытаясь «ослепить» силы правопорядка. Дополнительный хаос вносил снегопад, обрушившийся на столицу.
Наряду с экономическими лозунгами протеста быстро появились политические. Одно из характерных требований — прекратить спонсировать исламистские движения за рубежом: именно на это, а не на помощь малоимущим, по мнению протестующих, идут деньги, которые правительство рассчитывает выручить пересмотром розничных цен на топливо. Еще один призыв — прекратить внешнюю политику, которая превращает Иран в страну-изгоя, обложенную тяжелыми экономическими санкциями. На митингах скандировали: «Нам врут, что США наш враг, настоящий враг в верхушке страны!» Телеграм-каналы распространили также кадры сожжения статуи верховного правителя Ирана — аятоллы Хомейни — и уничтожения символики Исламской революции. По соцсетям распространяются кадры, на которых женщины прилюдно сбрасывают с себя хиджабы, заявляя, что не собираются больше носить на себе этот, по их словам, символ тирании.
On the third day of #IranProtests, watch this brave Iranian woman remove her compulsory hijab on a bridge & challenge Iran's dictators.
"We've suffered for 40 years" amid a crowd of protesting drivers and their applause.
Iranian women are at the forefront of #IranProtests. pic.twitter.com/fDPm3LqKLd