24-25 февраля в Вене на сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) будут рассматривать вопрос о закрытии офиса ОБСЕ в Минске.
«Радыё Свабода» обратилось за комментарием по этому поводу к бывшему руководителю миссии Хансу-Георгу Вику.
- Очень жаль, что белорусские власти закрывают миссию. Беларусь - член ОБСЕ, и последние события показали, что стране до сих пор не хватает свободных и справедливых выборов. Поэтому остается потребность в консультациях по поводу процесса трансформации. Я все еще надеюсь, что литовское председательство ОБСЕ сумеет договориться с Беларусью о том, чтобы миссия вновь открылась. В противном случае придется искать другие пути, чтобы обеспечить Беларусь консультациями и предотвратить повторение таких событий, как жестокие действия против кандидатов в президенты вечером 19 декабря.
- Некоторые представители белорусского оппозиции критикуют политику Евросоюза и других европейских структур последних лет в отношении Беларуси. Основное замечание в том, что белорусские власти воспринимают попытки диалога, как знак слабости Европы.
- Я думаю, что это вопрос политической культуры. В глазах некоторых людей, диалог - знак слабости. По мнению других, и я один из них, диалог - это необходимый элемент отношений с Беларусью со стороны отдельных стран, Евросоюза и ОБСЕ. Но этот диалог не должен ограничиваться переговорами с представителями правительства, что в настоящее время приостановлено в связи с событиями 19 декабря, но также включать в себя контакт с гражданским обществом.
- Но не считаете ли вы, что белорусские власти действительно смотрели на попытки диалога со стороны Европы, как на признак слабости?
- Нет. Их реакция 19 декабря не была вызвана слабостью Евросоюза, но наоборот, привлекательностью Евросоюза для населения Беларуси и ослаблением позиций нынешнего президента страны.
Поэтому он вернулся к тому, что использовал ранее – к силовому подавлению собственного населения и настоящих результатов выборов.
- Какие шаги могли бы сделать Евросоюз и ОБСЕ, чтобы поспособствовать освобождению политзаключенных?
- Они должны настаивать на немедленном освобождении политзаключенных, как они делали это в прошлом. Они также должны всеми возможными способами оказывать помощь семьям тех лиц, в том числе политиков, которые в настоящее время незаконно содержатся под стражей. Здесь есть ограничения, как мы знаем. Но использование силы здесь есть проявлением слабости со стороны белорусских властей. Они нанесли громадный ущерб своему национальному и международному престижу. Они об этом узнали и от Москвы - от своих соседей, на которых они так полагаются.
- По вашему мнению, имеет ли Евросоюз рычаги влияния, чтобы убедить белорусские власти освободить политзаключенных?
- Рычаги влияния здесь слишком слабые слова. Существование Евросоюза в непосредственном соседстве с Беларусью - это главная угроза для сохранения власти Лукашенко. Не в сегодняшней и не в завтрашней перспективе, но если смотреть на более долгий период времени. Использование им силы после выборов было направлено на то, чтобы подавить усилия по сближению с Евросоюзом. Сам по себе Евросоюз является наиболее привлекательным в Беларуси - не Москва и не режим.
- То есть вы считаете, что само по себе существование Евросоюза - это угроза для власти Лукашенко в долгосрочной перспективе?
- В его понимании международного положения страны - да. Не в смысле военной угрозы, но в смысле цивилизационной альтернативы существующей политической и экономической системе, которая базируется на произвольном использовании силы и плановой экономике, которая мало конкурентоспособна на европейском и вообще на международном рынке.