Для обвиняемых по уголовному делу о массовых беспорядках в Минске 19 декабря нанесение ущерба правительственному зданию больше не является отягчающим обстоятельством.
Сумма ущерба уплачена, и гражданский истец — Главное хозяйственное управление (ГХУ) делами президента — отозвал свой иск, передает «Интерфакс-Запад».
Гражданская инициатива в ответ на приговор Парфенкову
17 февраля состоялось первое судебное заседание по уголовному делу о событиях 19 декабря, по итогам которого активист штаба Некляева Василий Парфенков получил 4 года лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима и штраф в 14 миллионов 48 тысяч 151 рубль.
Именно на этом открытом судебном заседании ГХУ делами президента, которое является гражданским истцом в уголовном деле по событиям 19 декабря, предъявило уточненную сумму ущерба — те самые 14 млн. 48 тыс. 51 рубль. Ранее в обвинительных заключениях фигурировала цифра в 29 млн. рублей.
По данным ГХУ делами президента, окончательная сумма ущерба состоит из стоимости замены стекол в семи дверных проемах Дома правительства, а также замены и ремонта одной водосточной трубы и восстановления пяти зеленых насаждений.
Как отметила в комментарии для Naviny.by юрист и правозащитник Елена Тонкачева, других гражданских исков по событиям 19 декабря никто не выдвигал, что свидетельствует о том, что иного ущерба во время мирной акции протеста никому нанесено не было.
«Таким образом, суд над Парфенковым дал четкий ответ о сумме материальных претензий ко всем 42-м обвиняемым. Поэтому после этого процесса и родилась идея погасить эти материальные претензии», — поясняет Елена Тонкачева.
«Люди стали собирать деньги для компенсации материального ущерба, потому что суд над Парфенковым продемонстрировал явный обвинительный уклон. И эта очевидная несправедливость вызывала встречную реакцию людей, которые решили помочь исправить эту несправедливость», — продолжает Тонкачева.
В последующие дни к правозащитникам обращались граждане из Беларуси, России, Германии, Швеции и Финляндии, которым удалось к понедельнику, 21 февраля, собрать необходимую сумму.
После перечисления суммы ущерба ГХУ отозвало иск
Действие по компенсации ущерба имеет смысл, если есть гарантии того, что гражданский истец отзовет иск после получения денег. Чтобы получить ответ на этот вопрос, в пятницу, 18 февраля, к начальнику юридического управления ГХУ делами президента Дмитрию Лепешу обратилась газета «Народная воля» с сообщением о том, что заявленный ущерб собирается компенсировать группа граждан. Лепеш ответил журналистам, что в случае уплаты суммы ущерба ГХУ делами президента отзовет иск.
Утром 21 февраля правозащитники Валентин Стефанович, Андрей Бастунец и Елена Тонкачева пришли на прием к Дмитрию Лепешу и еще раз уточнили все детали порядка погашения суммы. Сразу же после получения реквизитов для перечисления денег и формулировки платежа, правозащитники перечислили деньги и вручили начальнику юридического управления оригинал платежного документа.
Однако официально иск был отозван только на следующий день, 22 февраля, во время судебного заседания над проходящими по делу о массовых беспорядках гражданами России, после того, как бухгалтерия ГХУ делами президента подтвердила получение денег.
Компенсация ущерба не означает признания вины
Этот прецедент наталкивает на вопрос, означает ли компенсация материального ущерба косвенное признание вины фигурантов по делу, связанному с событиями 19 декабря?
Елена Тонкачева считает, что компенсация ущерба не означает признания вины, даже косвенно. «Материальные претензии погашены другими гражданами, что совершенно не связано с признанием вины. Обвиняемые сами решают этот вопрос, и никто из трех обвиняемых на двух судах не признал своей вины», — продолжает она.
По мнению юриста, вне зависимости от позиции обвиняемых, материальный ущерб с момента отзыва иска уже не будет являться для них отягчающим обстоятельством.
Будет ли пересмотрен приговор Парфенкову?
Как сообщалось ранее, на судебном заседании, где рассматривались дела россиян Артема Бреуса и Ивана Гапонова, по просьбе гособвинителя Сергея Кунаша был объявлен перерыв до 1 марта. Гособвинитель взял время для переквалификации обвинений.
Произошло ли это по причине снятия гражданского иска?
«Мы не знаем, является ли данная переквалификация обвинения результатом отзыва иска, так как помимо этого была путаница в свидетельских показаниях, и сами обвиняемые не признали свою вину», — поясняет Елена Тонкачева.
Отзыв гражданского иска означает, по мнению правозащитников, только то, что теперь суд не имеет оснований для вменения всем 42-м обвиняемым штрафа для погашения материального ущерба, и это отягчающее обстоятельство должно быть исключено обвинением.
В связи с этим должен быть пересмотрен приговор и Василию Парфенкову.
«Суд, который рассматривал его дело, теперь должен выполнить абсолютно техническую процедуру, а именно — снять с него обязанность по уплате штрафа, а также снять арест с его имущества: компьютера и мобильного телефона, — поясняет Елена Тонкачева. — Видимо, это произойдет в ходе рассмотрения кассационной жалобы, которое может состояться в ближайшее время».