Недавно министр экономики Николай Снопков встречался в Бресте с рабочими завода «Цветотрон».
Несмотря на то, что встреча проходила в слабо отапливаемом помещении и буквально все присутствующие не снимали верхнюю одежду, министр убеждал собравшихся, что они живут в экономически развитой стране, пишет «Народная воля».
Говорил министр о качестве жизни в Беларуси. Убеждал, что реальные доходы белорусов за последние пять лет увеличились аж на 75 процентов. Стало больше в стране представителей среднего класса, а бедных у нас всего-то 5,4 процента. А ведь еще 10 лет назад их было более 40 процентов.
Что значит «бедные» в Беларуси? Что имел в виду министр Снопков? Если руководствовался данными Национального статистического комитета, то 5,7 (а не 5,4) процента - это белорусы, доходы которых в месяц не превышают 250 тысяч.
Действительно, как за такие деньги можно выживать - не понятно. Но Нацстат в отдельную группу выделяет и белорусов, доходы которых составляют от 250 до 500 тысяч - их в нашей стране 34,6 процента. Сложно назвать этих людей даже более-менее обеспеченными.
Чертой абсолютной бедности в Беларуси считается бюджет прожиточного минимума или денежный эквивалент стоимости корзины товаров, который позволяет взрослому человеку потреблять 2400 калорий в день и оплачивать минимальные непродовольственные товары и услуги. На данный момент это и есть сумма в размере 253 тысяч 700 рублей.
Однако экономисты убеждены, что такое явление как бедность - понятие не абсолютное, а относительное. И бедным можно считать любого, чей социально-экономический статус ниже того, что считается нормой в обществе. В Европе, например, к группе людей, живущих за чертой бедности, относят тех, чей доход на 60% ниже среднего дохода на душу населения. И за чертой бедности в Евросоюзе находятся те, у кого доходы в среднем ниже 10 тысяч евро в год. А у нас, получается, - около 500 евро в год.
А если имеешь больше - ты уже средний класс?
И самое интересное. Проводя ликбез и убеждая рабочих, что зарплата определяется не конкретными величинами, а тем, сколько товаров на нее можно купить, Снопков неожиданно вернулся в 1907 год. И зачем-то вспомнил, что в царские времена минский рабочий на свой месячный заработок мог приобрести 40 демисезонных пальто.
В зале тут же стали подсчитывать, на сколько таких пальто хватит денег, выданных в кассе «Цветотрона». Сравнение оказалось, увы, не в пользу построенной Лукашенко «социально ориентированной» экономики, за которую ныне отвечает господин Снопков.