Иск подала семья Йозефа Давды (Jozef Dawda), офицера польской полиции, которого, по данным родственников, перед гибелью поместили в лагерь для военнопленных в Осташкове. Истцы обвиняют главного военного прокурора России Сергея Фридинского в том, что для выяснения обстоятельств гибели около 20 тысяч польских граждан в России не было приложено достаточно усилий.
В сообщении не уточняется, требуют ли истцы денежной компенсации.
Родственники поляков, расстрелянных в Катыни, начали подавать иски в Страсбургский суд в 2008 году в связи с отказом российской стороны реабилитировать польских офицеров. В 2009 году военная коллегия Верховного суда признала законным прекращение следствия по этому делу, поскольку среди идентифицированных тел ни одно не принадлежало родственникам истцов.
По словам судьи, к деяниям, совершенным в 1940 году, следует применять Уголовный кодекс от 1926 года РСФСР, в соответствии с которым срок давности для уголовных преступлений составлял десять лет. Кроме того, судья подчеркнул, что следствие было прекращено также в связи со смертью лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.
Нерешенным остается вопрос квалификации совершенного преступления (поляки требуют признать его геноцидом).
Посол Польши в России Войцех Зайончковски ранее отметил, что "польское государство предоставляет гражданам, желающим подать иск против России с требованием финансовой компенсации за гибель родственников в Катыни, только юридическую поддержку". По его словам, Польша как государство компенсации от России за расстрел в Катыни не требует.
Москва признала ответственность НКВД за расстрел поляков только в 1990 году (ранее советское руководство утверждало, что поляков расстреляли нацисты). В ноябре 2010 года Госдума в специальном заявлении возложила ответственность за это преступление на руководство Советского Союза. В январе 2011 года источник в администрации президента России заявил, что все материалы по "катынскому делу" будут переданы польской стороне после завершения работы по их рассекречиванию.