До остановки транзита российской нефти дело может просто не дойти.
Заявления белорусской стороны о «ремонте» нефтепровода – это часть экономического противостояния между Беларусью и Россией.
Об этом в экспресс-комментарии «Салiдарнасцi» рассказал политический обозреватель Валерий Карбалевич.
– Это давление со стороны Беларуси и, даже можно сказать, шантаж, – отметил он. – Белорусская власть использует то оружие, которое есть в ее руках: фактор транзитного государства, через которое российская нефть поступает в Европу.
И мы видим, что это не единственный укол.
Это и экологический налог, который будет вынуждено платить российское предприятие «Запад Транснефтепродукт». Тут и упорные переговоры о повышении тарифа на транзит, которые ведет белорусская сторона. И разговоры о том, что Беларусь ищет альтернативные источники нефти.
По мнению политолога, все эти действия белорусской стороны содержат элементы блефа и шантажа с целью давления на Россию.
– Это война по всем правилам, в ходе которой используются и реальные факторы и информационные. Идет полноценная война, – предупреждает политолог.
Отвечая на вопрос, каких последствий следует ожидать в ситуации, если транзит нефти через нефтепровод «Дружба» будет остановлен, эксперт подчеркивает:
– Для России это будет болезненно, но это будет болезненно и для Беларуси. Белорусские власти уже пробовали такие методы раньше, в начале 2007 года, когда вводилась странная таможенная пошлина на транзит российской нефти, не предусмотренная никакими соглашениями.
А после того, как Россия отказалась ее платить, Беларусь стала забирать нефть из трубы. В итоге россияне остановили транзит на несколько суток.
Но тогда Беларуси было нечего терять, так как тогда страна находилась в остром конфликте с Европой. А сейчас власть пытается создать образ Беларуси как фактора стабильности в регионе, донора безопасности… Ну а прекращение транзита российской нефти в Европу разрушает образ. Это ведь удар по европейским потребителям тоже.
Так что этим оружием белорусская сторона будет пользоваться очень осторожно. Поэтому и говорят, мол, ремонт может приостановить транзит поставки нефти или сократить. То есть, формулировки очень осторожные.