Москва пугает Запад военным блоком, созданным по добровольно-принудительному принципу.
Американцев много ругали за вторжения в Ирак и в Афганистан, но, несмотря на критику, практически все их союзники послали хоть в одну из этих стран свой воинский контингент или вспомогательные части. Когда российские войска в августе вошли в Грузию и заняли часть ее территории, ни один из союзников по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не послал ни одного солдата, и никто из них до сих пор не признал независимости Абхазии или Южной Осетии. Согласно военно-дипломатическим источникам в Москве, именно этот конфуз заставил форсировать военную интеграцию ОДКБ с целью превратить аморфную постсоветскую организацию в военный блок с собственными вооруженными силами.
На прошлой неделе в Москве собрался на внеочередную сессию Совет коллективной безопасности ОДКБ чтобы, по словам помощника президента по внешней политике Сергея Приходько, учредить Коллективные силы оперативного реагирования «постоянной боевой готовности с объединенным командованием». Москва готова отдать в состав этих сил 98-ю дивизию ВДВ (Иваново) и 31-ю десантно-штурмовую бригаду (Ульяновск). От союзников просят дать хоть по батальону.
Сегодня в составе ОДКБ числятся три региональные коллективные группировки: восточно-европейская (российско-белорусская), кавказская (российско-армянская) и Коллективные силы быстрого развертывания в Средней Азии (пять батальонов от России, по два — от Казахстана и Таджикистана, один — от Кыргызстана, а также российская авиабаза Кант в Киргизии). Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что эти прежние коллективные силы «существуют только на бумаге», поскольку у них нет ни постоянной дислокации, ни общего командования. А новые формирования «по боевому потенциалу будут не хуже, чем силы НАТО».
После войны с Грузией президент РФ Медведев в августе провозгласил в качестве основополагающего принципа внешней политики, что «у России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы», и пообещал «очень внимательно работать в этих регионах». Трансформация ОДКБ в дееспособный военный блок с постоянной общей армией под российским командованием — серьезный шаг по превращению «региона привилегированных интересов» в реальную сферу влияния. Но остальным участникам ОДКБ ничего такого не надо. После заседания, со слов Медведева, выяснилось, что «в мирных условиях» новые силы будут всего лишь изредка «проводить совместные учения».
ОДКБ — это, по сути, союз диктатур, той или иной степени авторитарности. Для президентов ОДКБ жизненно важно постоянно держать под рукой и оберегать собственные элитные батальоны постоянной готовности в качестве гарантии сохранения власти. Конечно, каждый из президентов ОДКБ готов при случае принять российскую помощь, но не более. Такова основная ценность, объединяющая всех диктаторов: каждый всегда и только за себя.
Александр Лукашенко получил российские кредиты, утвердил в ответ бумаги сессии ОДКБ, но юридически его подпись ничтожна. Конституция Беларуси впрямую запрещает посылать солдат за границу, и менять ее в Минске не собираются. Армения, зажатая между Азербайджаном, Турцией и Грузией, никуда посылать войска не может. Среднеазиатские режимы готовы при поддержке России противостоять радикальным исламистам в своем регионе, но ни на Кавказ, ни на Запад солдат не пошлют. Узбекистан документы сессии ОДКБ подписал, но в отличие от других честно заявил, что участвовать на постоянной основе в коллективных силах не будет.
Перед началом сессии ОДКБ президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, которому посулили в Москве экономической помощи на 2 млрд долл. с лишним, объявил, что закроет американскую авиабазу в Манасе. Понятно, что консолидация постсоветского пространства в зону влияния невозможна без нейтрализации деструктивного влияния США. Президент Барак Обама объявил усиление борьбы с исламистами в Афганистане стержнем своей внешней политики и планирует в этом году удвоить американскую группировку с 30 тыс. до 60 тыс., а общая численность западных сил может достигнуть 100 тыс. Потребуется дополнительная поддержка и снабжение войск, в то время как боевики «Талибана» все чаще нападают на колонны грузовиков, идущие из порта Карачи через Пакистан на север.
В Манасе каждый месяц пересаживаются с дальних транспортных самолетов по дороге в Афган и обратно до 15 тыс. солдат и провозится до 500 т грузов. В Манасе базируются американские самолеты-заправщики, которые обеспечивают горючим боевые операции союзной авиации. Россия предложила пропускать невоенные грузы транзитом в Афганистан, но это никак не компенсирует союзникам потерю базы в Кыргызстане.
Исламисты российскому руководству не друзья, и в 2001-м русские активно поддержали американское вторжение, свергнувшее власть талибов. Помощь была принята, но в обмен никто не стал признавать российскую зону «привилегированных интересов», а вместо того поддержали «цветные» революции. Теперь в Москве, похоже, уверены, что без Манаса и без российской поддержки Обаме в Афгане не справиться, и Запад вынужден будет пойти на уступки: отказаться от поддержки властей в Тбилиси и в Киеве, от размещения ПРО. Россия предлагает новую систему безопасности в Европе, которая учтет российские законные интересы, российскую сферу контроля и влияния. Если в этот раз Вашингтон не согласится, то уже, наверное, это не произойдет никогда.