Что Кремль приготовил для белорусского диктатора?
Специалисты посчитали, что так называемая «альтернативная нефть», поставок которой срочно потребовал Лукашенко, обойдется Беларуси слишком дорого.
Так, каждая тонна норвежской нефти, с учетом доставки из терминалов Клайпедского порта, обойдется на $130 дороже российской.
Из-за прекращения с 1 января поставок нефти из РФ на государственном уровне белорусские НПЗ работают на минимальной загрузке. Между тем, только за прошлый год из-за загрязнения «Дружбы» белорусский экспорт нефтепродуктов упал на 1,23 млрд долларов. В этом году из-за «нефтяной войны» и налогового маневра в РФ, по мнению специалистов, потери нашей экономики будут только расти.
Экономисты прогнозируют, что в таких условиях неизбежен рост внутренних цен как на авто-мобильные топливо, так и на самый широкий спектр потребительских товаров. Похоже, это осознает и сам Лукашенко, который во время инспекционной поездки в Шклов 24 января заявил, что белорусы могут его «съесть в течение года». Диктатор также пожаловался на то, что Россия задумала налоговый маневр с целью «надавить на него», а на переговорах недавний союзник «кинул» его по газу и по нефти предложил цены «выше мировых».
Способна ли дорогая нефть обрушить экономическую «модель» Лукашенко? На вопросы Charter97 отвечает доктор экономических наук Борис Желиба.
- Норвежская нефть оказалась существенно дороже российской. Специалисты утвержда-ют, что это же касается и любых других «альтернативных» поставок. Так ли это?
- Конечно, альтернативна нефть обойдется для Лукашенко значительно дороже. Загрузка в танкеры, перевалка в Клайпеде, потом железной дорогой выйдет на 500 долларов за тонну Тогда как Россия продает нефть по цене около 400 долларов за тонну. Значит,власти потеряют в цене на каждой тонне нефти не менее 100 долларов.
И если это перемножить на ту нефть, которая нужна (а власти хотят покупать 24 миллиона тонн в год), то это выльется в миллиарды долларов.
Вот такой печальный для Лукашенко конечно факт. Но, во-первых, надо было диверсификацией ис-точников поставки нефти заниматься лет 10 назад. Во-вторых, надо было настраивать наши нефтепе-рерабатывающие заводы на мировые цены.
А по сегодняшней ситуации эта менее выгодная логистика существенно осложнит жизнь и властям, и нефтеперерабатывающим заводам — но нельзя на 100% зависит от поставок нефти и газа от одной России. На нее придется идти.
Конечно никто не думает начать замещать Россию на 100% — от Балтийского до Черного моря. Ду-маю, что будет поставлена задача получать половину нефти не от России — это во-первых. Во-вторых — власти могут пойти на более дорогие цены на бензин на внутреннем рынке. Чтобы нефте-перерабатывающие заводы выжили, им придется идти на существенное повышение моторного топли-ва внутри страны. Не по копейке в неделю, а на 2-3 порядка выше.
Думаю, что здесь будет применяться такая логика: автолюбители люди не бедные, раз имеют машину, и если захотят – будут покупать бензин и по новым ценам. Мол, у нас и так бензин один из самых дешевых в Европе.
С другой стороны, приучать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия и автолюбителей к низ-ким ценам на топливо дальше уже действительно невозможно. От этого придется уходить.
- Сколько может потерять белорусская экономика, если из-за подорожания сырья экспорт нефтепродуктов станет нерентабельным?
- Понимаете, от российской нефти отказаться полностью сегодня невозможно.
И насколько я знаю, вопрос заключается в том, что наши нефтеперерабатывающие заводы не хотят платить поставщикам так называемую премию, 10 долларов за каждую тонну. Я лично считаю, что это немного.
Я бы советовал на российские условия пойти и не упираться рогом, как это сделало наше руковод-ство. Но не получать, повторюсь, от России все 100% нефти.
А что касается потерь для экономики на сегодня: конечно, потери будут в любом случае на миллиар-ды долларов.
- Приведет ли это к подорожанию топлива на внутреннем рынке? Какими еще послед-ствиями для экономики чревата эта ситуация?
- Конечно же, отрицательно. Если автолюбители, частники, физические лица как-то это переживут, станут меньше ездить или вообще поставят авто «на прикол», то для юридических лиц, для предпри-ятий, которые используют нефтепродукты, бензин ведь тоже подорожает.
В связи с тем, для наших предприятий в среднем потребление энергоресурсов занимает 5-7%, это подорожание можно пережить, оно амортизируется. Больше всего пострадают те предприятия, кото-рые потребляют много моторного топлива — перевозчики и так далее.
Но давно надо было приучать экономику, наших людей жить по рыночным ценам на нефть. А с ха-лявной российской нефтяной и газовой иглы, безусловно, слезать надо было еще раньше — реши-тельно и быстро. Иначе Беларусь никогда не выпутается из долгов и будет все время стоять на грани потери суверенитета.
Мы сейчас на этой грани продолжаем стоять, потому что у Путина стратегия остается прежней, а из власти он уходить не собирается, как мы видим.
- Во время визита в Шкловский район Лукашенко сказал, что Россия придумала налого-вый маневр с целью «надавить» и союзник «кинул» его по газу и нефти. Как вы прокомменти-руете эти заявления?
- Он заявил в процессе эти долгих переговоров с Россией его «кинули»? Хм, он любит такое крепкое словцо, это, конечно, можно расшифровать. В каком смысле кинули? Давайте вспомним, как Медве-дев, премьер РФ на тот момент, в декабре 2018 года четко высказался, а потом и сам Путин высказал-ся — если хотите дешевой нефти и дешевого газа по ценам Смоленской области, так в состав импе-рии просим милости, и тогда будут дешевые цены, и возможно, что долги вам тоже простят.
А то, что «кинули» — ну, может быть, Лукашенко что-то там обещали на непубличных переговорах. Тут уже известную поговорку можно приводить: вечно бесплатный сыр в мышеловке быть не может. А теперь эта нефтегазовая мышеловка для Лукашенко захлопывается.
- Чем, по вашему мнению, закончится эта «нефтегазовая война»? Будет ли Россия вме-шиваться в президентские выборы в Беларуси?
- Конечно, интеграционное давление на Лукашенко не прекратится. Оно, скорее всего, будет даже усиливаться.
В любом случае, по ценам на нефть и газ сторонам придется как-то договариваться в ближайший ме-сяц. А как они могут договориться? Я бы на месте нашего руководства принял бы российские условия по ценам на нефть, эти несчастные 10 долларов премии за тонну. Потому что стратегия по поглоще-нию Беларуси, пока в России путинская власть, не изменится.