10 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Беспорядки, которые имели место в Минске 19 декабря 2010 года, напоминали события 1996 года. Об этом сегодня на заседании в суде Московского района Минска по делу российских граждан Ивана Гапонова и Артема Бреуса заявил заместитель командира полка милицейского спецназа Александр Кашталанов, пострадавший в ходе беспорядков, передает корреспондент БЕЛТА.
Заместитель командира отметил: "Мало того, что звучали непристойные слова, они еще пытались вытащить кого-то из нашей цепочки... В 1996 году было точно так же... Толпа "завелась". Кроме того, на суде пострадавшие милиционеры заявили, что участники беспорядков 19 декабря 2010 года вытаскивали из оцепления сотрудников милицейского спецназа и били их.
Еще один из потерпевших - сотрудник полка милиции спецназначения ГУВД Мингорисполкома - заявил: "В момент выдвижения (к Дому правительства - Прим. БЕЛТА) в нас бросали предметами. Пытались вырвать у меня щит, сорвали каску. Ударяли по голове руками, разбили мне губу...". Сотрудника вытаскивали из оцепления милицейского спецназа. Также, по его словам, он слышал выкрики толпы: "Давайте их порвем". Когда беспорядки уже закончились, и милиция задерживала участников акции, на площади Независимости, как отметил потерпевший, были найдены палки, "даже топор был пожарный".
Потерпевший (командир отделения полка милиции спецназначения ГУВД Мингорисполкома) сказал на суде, что "неоднократно предпринимались попытки прорыва" цепи сотрудников милиции. "Подходили вплотную и наносили удары, в основном руками и ногами, а также деревянными древками. При одной из попыток прорыва меня затащили в толпу, сбили с ног", - заявил он и добавил, что уже на земле с него "сорвали шлем и нанесли удары, я думаю, ногами". По его словам, это были мужчины 30-40 лет плотного телосложения. Кроме того, милиционер отметил, что в первой шеренге были "неслабые молодые люди". Некоторые участники беспорядков выражались матом.
Как рассказал еще один потерпевший милиционер, у одного из участников акции был металлический прут, у некоторых других - деревянные палки. "Меня окатили из огнетушителя. Его струю направили в землю, а пары попали мне под щит и под забрало, которое сразу покрылось льдом, и обзора у меня больше не было", - добавил он.
Между тем сотрудники спецназа не опознали Бреуса и Гапонова как людей, которые на них нападали или оказывали сопротивление.
Среди присутствующих в зале, которые слушали, в том числе эти показания, находятся наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ, приглашенные белорусской стороной, Омер Фишер (Италия) и Тамар Хидашели (Грузия).
Напомним, что судебный процесс по делу Гапонова и Бреуса начался 22 февраля 2011 года. Оба гражданина Российской Федерации обвиняются по ч.2 ст.293 "Массовые беспорядки" УК Беларуси, которая предусматривает до восьми лет лишения свободы. Согласно обвинению, оба участвовали в массовых беспорядках 19 декабря 2010 года в Минске.
Иван Гапонов родился в Сочи в 1988 году, а с 1995 года вместе с близкими родственниками проживает в Беларуси. До этого также жил в Латвии. Артем Бреус родился в 1983 году в Минске, а затем долгое время жил в Эстонии. В Беларусь приехал весной 2010 года, чтобы получить вид на жительство и трудоустроиться.