Курс доллара впервые с января 2019 года превысил 68 российских рублей.
Российский рубль ускорил свободное падение на Московской бирже на фоне обвала цен на нефть и распродажи рисковых активов по всему миру, пишет finanz.ru.
На торгах в пятницу курс доллара впервые с января 2019 года превысил 68 рублей, а евро пробил отметку 77. Сделки с расчетом «завтра» заключались по 68,2 рубля за доллар и 77,0350 рубля за евро.
Курс американской валюты прибавил 53 копейки за день, 1,53 рубля - с начала недели и 7,32 рубля относительно минимумов начала января. Евро стал дороже на 1,13 рубля относительно четверга и 7,57 рубля с начала года.
«Российский рынок успешно катится по наклонной» вслед за нефтяными котировками, констатирует старший аналитик ИАЦ «Альпари» Вадим Иосуб. Фьючерсы на сорт Brent обновили минимум с лета 2017 года, падая на 3,5% - до 48,21 доллара за баррель.
Российская нефть Urals в европейских портах стоит еще дешевле. По данным Reuters, ее средний дисконт к Brent составляет 2,06 доллара, что дает цену в 46,15 доллара за бочку.
Переговоры о стабилизации нефтяного рынка между странами ОПЕК и Россией зашли в тупик: Саудовская Аравия предложила снизить добычу на 1,5 млн баррелей в сутки, чтобы компенсировать спад мирового спроса из-за эпидемии коронавируса. Но встретила отказ российской делегации, после чего решение повисло в воздухе.
В четверг представляющий Россию глава Минэнерго Александр Новак летал в Москву на консультации, но ничего хорошего в Вену не привез. Москва пошла на принцип и продолжает отказываться от сокращения нефтедобычи, сказал Reuters высокопоставленный источник. По его словам, в РФ рассчитывают, что падение нефтяных котировок остановят стимулирующие меры центробанков без участия добывающих стран.
На глобальные площадки тем временем «вернулись панические настроения», констатирует аналитик Nordea Григорий Жирнов. Торги в США в четверг завершились обвалом S&P500 еще на 3,5%, в пятницу фьючерсы на американские индексы торгуются в минусе на 0,8%, сигнализируя о продолжении распродаж на открытии бирж.
Инвесторы бегут в защитные активы, констатирует Жирнов: цены государственных облигаций США обновляют исторические максимумы, а доходности опускаются все ниже. Ставки 10-летних бумаг упали до 0,83% годовых.
Три дня подряд число случаев Covid-19 за пределами Китая увеличивается на 2 тысячи человек. Эпицентрами по-прежнему остается Италия, Южная Корея и Иран, однако и в других странах (в том числе в Германии, Франции, Испании, США) эпидемия резко набирает обороты.
Пока распространение вируса не получится взять под контроль, для рубля «доминируют риски дальнейшего ослабления», говорит Жирнов.
«70-75 рублей за доллар в этом году выглядит возможным сценарием при планомерном ухудшении ситуации в мировой экономике и откате цен на нефть в диапазон 40-50 долларов за баррель», - говорит аналитик Промсвязьбанка Евгений Локтюхов.
«Если же случится глобальный кризис с мировой рецессией, то USD/RUB может в моменте вылететь в район 90», - предупреждает начальник управления анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев, успокаивая, впрочем, что «такой сценарий сейчас совсем не видится, даже с угрозами всевозможных коронавирусов».
Именно такой сценарий, к сожалению, наиболее вероятен, возражает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов: «История только начинается, и её последствия могут быть катастрофическими. Вирус - это настоящий «черный лебедь», который, скорее всего, всё-таки столкнёт мировую экономику в рецессию».
«Главный драйвером для продолжения обвала в ближайшие месяцы будут вспышки эпидемии в разных частях света. Такие вспышки будут сопровождаться негативными макроэкономическими эффектами, приводя к снижению макропрогнозов и прогнозов прибылей компаний», - говорит Тремасов.
Главный риск - это вспышка эпидемии в США, считает он: если она произойдет, на «рынках польется настоящая кровь».
Центробанки мира будут действовать по рецептам 2008 года, заливая пожар дешевыми деньгами. Средняя ставка 38 ключевых ЦБ мира уже опустилась до 3%, и это не предел. ФРС США, вероятно, снизит ставку до нуля, но если прибыли компаний падают, то такие действия не остановят переоценки активов, считает Тремасов.