Белорусское правительство в этом году планировало отменить всякие ограничения на оборот акций, которые трудовые коллективы получили в период льготной приватизации.
Однако пока Совет министров на это пойти не решился. В документе из Минфина, текстом которого располагает интернет-газета «Белорусские новости», говорится, что торги акциями некоторых акционерных обществ приостановлены. В том числе и молочных предприятий.
Люди, которые в период льготной приватизации получили акции белорусских предприятий, сейчас уже не молоды и хотели бы хоть на старости лет получить деньги за те ценные бумаги, которые в свое время им достались.
Однако правительство заблокировало торги по акциям некоторых акционерных обществ. Вот что говорится в письме Департамента по ценным бумагам Министерства финансов, который получили миноритарии одного из столичных предприятий.
«В целях защиты интересов Республики Беларусь Советом министров Республики Беларусь было принято решение о приостановке до особого распоряжения торгов по акциям некоторых открытых акционерных обществ, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и имеющих стратегическое значение для развития республики (региона)».
В связи с установленным ограничением Департамент по ценным бумагам Минфина передал «Белорусской валютно-фондовой бирже» «соответствующее предписание». В результате, торги акциями предприятий, «имеющих стратегическое значение», сейчас на бирже не проводятся.
Профучастники рынка ценных бумаг называют сложившуюся ситуацию «правовым нонсенсом». Дело в том, что с 1 января 2011 года должен был быть окончательно отменен мораторий на обращение акций, полученных трудовыми коллективами во время льготной приватизации.
В 1998-2008 гг. в Беларуси, напомним, действовал запрет на обращение таких акций. Декрет, подписанный в 2008-м, поэтапно отменял этот запрет.
На первом этапе, с 1 июня 2008 года, был снят мораторий на продажу акций ОАО, в которых в уставном фонде не было госдоли или она составляла 75% и более. На втором этапе, с 2009 года, запрет отменялся в отношении акционерных обществ, где доля государства составляла более 50%. С 1 января 2011-го, согласно декрету, все ограничения на отчуждение акций, полученных во время льготной приватизации, должны быть отменены.
Однако сегодня на дворе уже вторая декада марта, а некоторые акционеры так и не могут пустить в оборот свои ценные бумаги. Пролонгация запрета на обращение акций коснулась, в частности, молочных предприятий. Два разных акционера, имеющие «молочные» активы, заявили, что реализовать ценные бумаги не могут.
Почему именно с «молочкой» возникли проблемы, понять несложно. На февральском совещании у Лукашенко было недвусмысленно заявлено, что эта отрасль — залог продовольственной безопасности страны, и большой необходимости в продаже молочных активов государство не видит.
Чтобы установить контроль над «молочкой», государство заблокировало возможность передела долей между акционерами молочных предприятий. 11 марта был подписан первый в этом году декрет, который запретил вторую и последующие эмиссии акций сельхозперерабатывающих предприятий без согласия Лукашенко.
Впрочем, эксперты рынка ценных бумаг говорят, что установленные ограничения существовали де-факто и ранее, и провести передел долей на молочных предприятиях без согласия Администрации президента было практически невозможно.
«Тут, наверное, после выборов все поняли, что мы сейчас будем страну на куски рубить и раздавать. Что нам не надо — отдадим «Данону», Германии, России, Польше. Так вот — этого не будет, — говорил Александр Лукашенко в феврале на совещании. — И это касается не только молочной отрасли».
Ситуация складывается противоречивая. С одной стороны, президент дал понять, что молочные предприятия государство продавать не намерено. С другой стороны, некоторые акционеры, которые имеют акции молочных предприятий, хотели бы их продать.
Акционер столичного гормолзавода сообщил, что сразу после отмены моратория решил продать акции предприятия через биржу. И даже заключил соответствующий договор с брокерской компанией. Однако установленные ограничения, наличие которых подтвердил Минфин, не позволили реализовать акции.
Дальнейшее развитие событий, судя по всему, может пойти по двум сценариям.
Первый связан с тем, что трудовые коллективы все-таки смогут продать акции молочных предприятий. Но только государству. О таком варианте сообщил в середине февраля председатель Госкомимущества Георгий Кузнецов.
По его словам, подготовлен проект указа президента, который предоставляет облисполкомам право преимущественного приобретения акций молочных предприятий. Тех акций, которые захотят продать трудовые коллективы. Причем, по словам Георгий Кузнецова, чтобы не обидеть миноритариев, предлагается обеспечить выкуп акций облисполкомами «не ниже номинальной стоимости».
Однако март близится к середине, а указа президента, который бы закреплял этот порядок выкупа акций, все нет. Желающих, которые хотят взамен на акции получить живые деньги, затянувшаяся пауза нервирует. В то же время эксперты фондового рынка Беларуси находят финансовое объяснение возникшей паузе.
«Чтобы облисполкомы смогли выкупить акции перерабатывающих предприятий, необходимо выделить бюджетное финансирование. А денег в бюджете нет. Получился замкнутый круг, и какой будет найден выход, сейчас можно только предполагать», — заявил в беседе с корреспондентом Naviny.by профучастник рынка ценных бумаг.
По мнению эксперта, если вопрос с финансированием решен не будет, может появиться указ президента, который наложит запрет на отчуждение акций перерабатывающих предприятий. По сути это будет означать, что трудовые коллективы так и не смогут воспользоваться законным правом распоряжаться своим имуществом. А ведь защита прав собственности продекларирована в директиве о либерализации…