На этой неделе официальный курс доллара в Беларуси несколько раз устанавливал рекорд.
Будет ли валютный курс продолжать расти, никто точно сказать не может. Международные организации пересматривают экономические прогнозы, а белорусов тем временем волнуют приземленные вопросы, пишет сайт naviny.by.
Пандемия повлияла на валютные предпочтения
Пандемия коронавируса привела к закрытию границ, отказу граждан от поездок, переходу на удаленную работу и падению спроса на нефть.
«Такой глобальной пандемии мир не видел с 1918 года, нет сомнений в том, что падение спроса (на нефть) многократно превысит масштабы снижения во время мирового финансового кризиса», — заявил на этой неделе управляющий нефтяным хедж-фондом Andurand Capital Management LLP Пьер Андуран, которого процитировало агентство Bloomberg.
Падение спроса на нефть автоматически приводит к снижению цен на нее. На этой неделе стоимость нефти опустилась ниже 27 долларов за баррель, хотя еще в начала года она стоила более чем в два раза дороже.
На этом фоне рост курсов иностранных валют в Беларуси, валютный рынок которой зависит от нефтяной ситуации в России, был вполне ожидаем. С начала года и по 18 марта включительно официальный курс доллара уже вырос на 15,8%, официальный курс евро — на 13,6%. Что будет дальше, точно не знает никто.
Вместе с тем, уже всем очевидно, что произошедшие изменения — не просто волатильность, а последствия глобального экономического кризиса (так сейчас характеризует ситуацию, например, Европейский банк реконструкции и развития).
Серьезное влияние развернувшихся процессов на экономику признал в среду Нацбанк Беларуси, который принял решение ввести контрциклические меры в ответ «на повышенное влияние внешних негативных факторов».
Как эти факторы будут меняться, не берутся предсказать даже международные финансовые организации (Всемирный банк и ЕБРР), которые поставили на пересмотр экономические прогнозы, в том числе по Беларуси.
В условиях полной неопределенности население (и не только в нашей стране) стали волновать приземленные вопросы, а именно — безопасность родных, доступ к продуктам питания и сохранность сбережений (в реальном выражении).
Согласно данным опроса, проведенного по заказу Нацбанка, уже в феврале по сравнению с ноябрем прошлого года заметно повысилась склонность населения сберегать средства в иностранной валюте. Если в ноябре прошлого года 64,9% респондентов предпочитали хранить сбережения в инвалюте, то в феврале нынешнего года — 80,6%.
Данные банков подтверждают вывод о том, что интерес населения хранить сбережения в национальной валюте в первом квартале этого года заметно снизился. По информации БелаПАН, в крупных банках в феврале объем срочных рублевых вкладов либо вырос на величину начисленных процентов, либо даже снизился. По всей банковской системе в феврале срочные рублевые депозиты увеличились всего на 0,5%.
Между тем, в прошлом году, напомним, рублевые вклады населения на фоне стабильности валютного курса выросли почти на 28%.
Снижение интереса вкладчиков к сбережениям в нацвалюте в этом году породило ответную реакцию банков как в России, так и в нашей стране.
Российские банки в марте, а вслед и белорусские банки уже отреагировали на изменение настроений вкладчиков. Знаете как? Стали повышать ставки по рублевым депозитам и понижать практически до нуля доходность по валютным вкладам.
Доходность по долларовым вкладам и депозитам в евро уже вплотную приблизилась к нулевой отметке, а рубли можно разместить в некоторых банках даже под 11,5% годовых.
Очередей не будет, свобода вкладчиков ограничена
По словам аналитиков, развитие событий на внутреннем финансовом рынке довольно сложно предсказать ввиду того, что коронавирусная инфекция, которая оказывает негативное влияние на нефтяной и валютный рынки, продолжает распространяться по миру.
«Белорусы в этой ситуации занимают пока выжидательную позицию. У нас сейчас нет того, что было раньше, когда валютный курс постоянно рос. Если ситуация изменится, то проиграют те, кто купит сейчас иностранную валюту. Поэтому мы и не наблюдаем ажиотажного спроса в обменниках со стороны населения на доллары и евро», — отметилстарший аналитик Forex Club Валерий Полховский.
Эксперты финансового рынка пока не видят предпосылок, которые бы привели к возникновению очередей в обменниках.
«Очередей в обменных пунктах не будет. Раньше, когда курсом в Беларуси управляли в ручном режиме, в стране был дефицит иностранной валюты, а сейчас, благодаря плавающему валютному курсу, этого нет. Поэтому нет особого смысла идти в обменники и становиться в очередь за иностранной валютой», — подчеркнул в комментарии старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.
Что касается реакции населения на рынке депозитов, то многое будет зависеть от событий на валютном рынке, считают эксперты.
«Ситуация по вкладам будет коррелировать с динамикой российского рубля. Если последний будет ослабевать, то и в Беларуси будет похожая картина, что неизбежно скажется на привлекательности рублевых депозитов. Если ситуация на валютном рынке начнет стабилизироваться, то зеркальную ситуацию мы будем видеть и на рынке вкладов», — говорит Полховский.
При этом эксперты обращают внимание, что значительная часть депозитов физлиц являются безотзывными. По данным Нацбанка, на 1 января 2020 года срочные безотзывные вклады составили 13,77 млрд рублей, или 74,4% от совокупного размера депозитов населения в банках.
«На фоне роста курса доллара желание у населения перевернуть рублевые вклады в валютные может появиться. Однако чисто технически это будет сделать сложно ввиду того, что львиная доля вкладов относится к безотзывным депозитам», — говорит Иосуб.
Поэтому сейчас, отмечает эксперт, свобода вкладчиков ограничена, и количество тех, кто сможет поменять рублевый депозит на валютный, будет гораздо меньше по сравнению с 2014 годом, когда страна переживала кризис.
«До 2014-го все депозиты в стране были по сути отзывными, и население их могло в любой момент забрать. Сейчас ситуация принципиально иная, и такой возможности у многих нет», — резюмировал Иосуб.