«Я уже третьего адвоката сменила, но и к нему нет доверия. Они когда только слышат о нашем деле, сразу меняются в лице», - говорит мать Майи Абромчик.
21-летней студентке истфака БГУ 19 декабря сломали ногу. Она говорит - так били ее спецназовцы. После этого еще три часа возили по ночному Минску в автозаке, отказывая в просьбе о врачах. Скорую помощь вызвали лишь в тюрьме на Окрестина, пишет «Наша Ніва».
Возможно, этот факт так и остался бы неизвестным, как многие другие факты из Площади, если бы не друзья девушки. Они связались с журналистами и история студентки облетела весь мир. Майя стала символом.
Нога заживает, хотя Майя до сих пор не может передвигаться без костылей. Девушке пришлось перевестись на заочное отделение факультета. А вот уголовное дело по факту избиения так и не возбудили.
«Жалоба в прокуратуру Московского района Минска была подана еще 21 декабря. Оттуда ее переправили в милицию и приобщили к делу о массовых беспорядках. Потом она вернулась в прокуратуру», - рассказывает сама Майя Абромчик.
В принципе, для открытия дела достаточно было бы документально подтвержденного диагноза, который Майе сделали в первые же дни после получения травмы.
Майя в больнице через несколько дней после происшествия.
Кстати, найти виновных в избиении было бы нетрудно. Майю Абромчик задержали не на самой площади Независимости, а ближе к СИЗО на улице Володарского. Избивали вместе с ее близким другом, Андреем Задерковским. Именно за него заступилась Майя, после чего получила серию ударов. После них она уже не смогла самостоятельно стоять. По словам Андрея и Майи, избивали их два спецназовца. Они же уводили Андрея в автозак, а он нес Майю на руках. Из изолятора девушка попала в больницу. А вот ее другу Андрею пришлось посидеть на сутках, и протокол на него был составлен.
В нем и нашлись фамилии двух служащих 8-го взвода ПМСН ГУВД Мингорисполкома И. В. Мазайлы и А. Н. Яковлева. Эти люди в официальном протоколе задержания указали, что вечером 19 декабря в районе площади Независимости задержали Андрея Задерковского.
Конечно, можно сказать, что Яковлев и Мазайла просто расписались в подготовленных бланках. По информации правозащитного Центра правовой трансформации, Яковлев вечером 19 декабря расписался в задержании 16 человек, а Мазайла - 12. Тем не менее, следствие могло бы попытаться выяснить, причастны упомянутые спецназовцы к жестокому избиению девушки.
Однако Майе отказали даже в том, чтобы ее друг Андрей был свидетелем на процессе. «Прокурор говорит, что по протоколам задержания нас отвели в автозаки в 22.30. И я не могу позвать Андрея свидетелем, ибо утверждаю, что меня избивали и задерживали около 12 ночи», - утверждает Мая.
Время 22:30 фигурирует и в других «политических» делах. Именно такое время указано в качестве момента задержания граждан России А. Бреуса и И. Гапонова. Интересно, что свидетелем на их процессе выступает тот же А. Яковлев, фамилия которого указана в протоколе задержания друга Абромчик. В ходе рассмотрения дела россиян в суде их адвокаты поставили время задержания под сомнение. На видео, что демонстрировалось во время процесса, четко указано, что А. Бреус находился на Площади и после 22.30.
Сейчас семья Майи Абромчик ждет 19 марта. До этого дня прокуратура должна определиться с открытием уголовного дела по факту жестокого избиения девушки. В случае отказа у Майи будет еще месяц на обжалование. Девушка надеется, что средства, собранные людьми для оплаты адвокатов, не пропадут.