Cмесь жадности и понтов вышла на качественно новый уровень.
На прошлой неделе в Москву был доставлен миллион масок и 200 тысяч тест-систем из Китая, которые основатель Alibaba Джек Ма подарил России. Спустя несколько дней Россия отправила уже в США самолет и тоже с благотворительным медгрузом. А еще через несколько дней выяснилось, что «гуманитарную помощь» США приобрели.
Старая новая Россия
Основателем китайской корпорации Alibaba Джек Ма в последние недели активно помогает всему миру справиться с пандемией коронавируса. На прошлой неделе российский военный самолет доставил в Москву один миллион масок и 200 тысяч тест-систем из Китая, которые Ма подарил России.
Молодец, Ма, спасибо ему. Но на этом новости благотворительности не заканчиваются.
Спустя несколько дней Россия отправляет уже в США тоже самолет и тоже с благотворительным грузом — с масками и тест-системами. Правда, уже без уточнения того, сколько их там всего.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что этот самолет — это помощь гуманитарного характера, отправленная россиянами в США.
Но прошло буквально несколько дней, и стало известно, что российская так называемая «гуманитарная помощь», оказывается, была не бесплатной, а очень даже за деньги.
Государственный департамент США выступил со специальным заявлением по этому поводу, в котором сказал, что поставка масок и тест-систем была оплачена американской стороной.
Смотрите, что выходит. Китайский бизнесмен решил помочь российскому народу и прислал маски и тесты. Владимир Путин решил, что умирающим россиянам это все не нужно, но вот зато ему самому очень нужен пиар.
Поэтому маски и тесты отправили в США — типа это «гуманитарная помощь» несчастным американцам. Но тут он вспомнил, что американцы хоть и несчастные, но не бедные. Поэтому с них еще и содрали деньги и положили в неизвестно чей карман. Но, конечно, попытались это скрыть.
Мне кажется, что эта история идеально показывает, как в условиях эпидемии жадность, жестокость и скотство в Кремле достигают каких-то фантастических величин.
Коронавирус и авторитарные режимы
В последние недели очень популярным стало высказывание, что наша планета больше не будет такой же, как раньше. Что коронавирус ее полностью изменил, и мы просто не узнаем новый мир после эпидемии.
Может быть и так, но, на мой взгляд, эта пандемия лишь усилила те тенденции и направления движения общества, которые существовали и раньше. Взять авторитарные режимы. Можно ли сказать, что коронавирус их полностью изменил? Я думаю, что нет.
Но зато можно с уверенностью говорить, что их лидеры стали еще более глупыми, трусливыми, жестокими и жадными.
Посмотрите на филиппинского диктатора Родриго Дутерте. В прошлом он потребовал от своей полиции, чтобы она стреляла в людей, подозреваемых в торговле наркотиками. Безо всякого суда и следствия.
В результате на Филиппинах все стали стучать друг на друга, обвиняя в торговле наркотиками. Кому-то теща надоела, кому-то конкурент по бизнесу, кому-то соперница в любви.
Обвинение в торговле наркотиками стало универсальным средством сведения счетов. При этом сами наркоторговцы быстро купили местных полицейских, и их бизнес не пострадал.
Пришел коронавирус, и Дутерте выступил с новой идеей. Он поручил армии и полиции стрелять на поражение в нарушителей карантина.
То есть теперь добрый президент разрешил своим полицаям стрелять вообще в любого человека на улице. Первым же делом войска были отправлены для убийства людей, протестовавших против нехватки продовольствия в городе Кесон.
Эпидемия сделала из филиппинского начальника еще большего придурка, чем он был ранее. Его венгерский коллега Виктор Орбан уже много лет мечтал о полноте власти — такой как у Владимира Путина или Реджепа Тайипа Эрдогана.
Он и ранее был самым авторитарным правителем в Евросоюзе. Но с приходом пандемии Орбан получил от своего парламента то, о чем мечтал — практически царские полномочия на неограниченное время. Он реально стал диктатором. Теперь уже Евросоюз думает, как наказать Орбана за то, что тот превратился в Лукашенко.
Кстати, сам Лукашенко раньше всем рассказывал, какую классную экономику он построил, а сам жил за счет перепродажи российской нефти. Теперь официально заявляет об отсутствии коронавируса в своей стране, но неофициально просит Москву и другие страны помочь справиться с эпидемией, которая ударила по Беларуси сильнее, чем по всем соседним странам.
Тоже, в общем, ничего нового. Разница лишь в том, что теперь он играет не на деньги, а уже на жизни несчастных белорусов.
Примерно та же ситуация и в Туркменистане. Если раньше там запрещали балет, рыбную ловлю и веселье в общагах, то теперь запретили слово «коронавирус» и ношение медицинских масок.
Здоровье граждан никого не волнует, главное — чтобы сохранялась хотя бы видимость спокойствия.
А Северная Корея и вовсе объявила себя единственной страной на свете, где нет коронавируса. Может быть, КНДР стоит объявить войну Туркмении, которая тоже явно претендует на это звание. Интересно было бы посмотреть, кто победит.
В России же произошла типичная для этой страны история — смесь жадности и понтов вышла на качественно новый уровень.
Старый новый Путин
Желание разных диктаторов показать, что у них все хорошо, легко объяснимо — они не хотят, чтобы народ начал бояться коронавируса сильнее, чем их самих.
Владимир Путин тоже сначала пытался пойти по этому пути и не замечать коронавирус. Но на прошлой неделе понял, что ему это будет особенно сложно, так как Россия все-таки немного больше Туркменистана.
Но даже признав наличие эпидемии, Путин категорически отказывается принимать какие-либо серьезные меры для борьбы с ней. Глядя на полную апатию Кремля, я был уверен, что Путин заболел или даже умер. Ну нельзя же сказать: «У нас тут глобальная пандемия, но делать мы ничего не хотим». Наверное, Путина держат в плену или без сознания.
Но оказалось, что нет. 2 апреля он появился на телеэкранах из какого-то подземного бункера — живой и, видимо, здоровый. В обращении к россиянам он сказал, что эпидемия есть и что она очень опасная.
В этой связи Путин объявил не карантин, не чрезвычайное положение, а выходные до конца майских праздников. Причем платить за эти выходные он повелел российскому бизнесу, который уже и так подыхает от голода.
При этом Путин добавил, что Россия очень большая, разбираться в ситуации на местах ему лень, поэтому он передает власть губернаторам, а сам ничего делать не будет. На этом его общение с народом закончилось.
Я посмотрел, что пишут в соцсетях сами россияне по поводу выступления Путина. В основном, отзывы эти — мутные. Люди уверены, что он либо с ума сошел, либо строит из себя дурака.
В любом случае, я не видел ни одного даже нейтрального отзыва — только ругательные и очень ругательные. Доверие россиян к Путину упало уже до нуля, поскольку человек явно уже стал неадекватным.
И в этом случае коронавирус усилил и ускорил то, что уже существовало. Путинская паранойя по поводу потери власти обернулась тем, что он боится идти на решительные и непопулярные меры.
Но из-за усиливающейся неадекватности он думает, что все делает правильно, что людям все это нравится. Я думаю, если голодные россияне на вилах будут выносить из бункера, он искренне не будет понимать, за что. А за что, найдется.
Иван Яковина, «Новое время»