Именно по такому принципу Минск намерен выстраивать свои отношения с Москвой.
Достигнутые 15 марта во время визита в Минск российского премьер-министра Владимира Путина договоренности дают возможность белорусским властям «перевести дух» и подготовиться к новым войнам, считает политолог Александр Класковский.
- Очевидно, не все достигнутые договоренности лежат на поверхности. Однако даже официально объявленные договоренности являются отражением продуманной экономической экспансии, за которой безусловно последует и экспансия политическая. Москва избрала тактику продвижения «тихой сапой», а Минск обязан постепенно уступать - ведь все мосты на Запад сожжены.
Именно поэтому России удалось «впарить» Беларуси свой проект АЭС, несмотря на все попытки Минска отдать этот проект на откуп сначала западникам, потом - китайцам. Якобы за дешевые кредиты. На самом деле эти российские деньги и вернутся в Россию, где предполагается приобретать оборудование, покупать топливо и так далее. Все остальные решения, например, «создание альянса МАЗа и КаМАЗа» - это не что иное, как поглощение известного белорусского бренда. Происходит все большая, экономическая и геополитическая привязка Беларуси к России, заявил эксперт в интервью «Белорусскому партизану».
- Как Минск будет выстраивать свои отношения с окружающим миром в свете достигнутых вчера договоренностей?
- Это мягкое вползание в ловушку. И официальный Минск это прекрасно понимает. И власти будут пытаться маневрировать.
Следует отметить, что вместо запланированных 40 минут Лукашенко с Путиным разговаривали один на один два с половиной часа. И во время этого разговора Путин, очевидно, набросал план конкретных и жестких условий для Минска. Например, переход на единую валюту. Ведь эта эпопея с введением единой валюты тянется с 99-го года, и по первоначальному плану, российский рубль должен был стать единым платежным средством еще в 2005 году. Путин считает нынешний политический момент подходящим для таких действий. Минск же действует по принципу: нам бы день простоять да ночь продержаться. Главное - перехватить деньги, в противном случае через три-четыре месяца истощатся все золотовалютные. Поэтому Минску сейчас очень важно выиграть время и перевести дух.
А потом - такую надежду питает официальный Минск - начнется торг политическими заключенными. Это вообще влюбленная тактика белорусских властей. Или же: пообещать и не выполнить. Москва уже не раз сталкивалась с такой тактикой. Рано или поздно Москва опять почувствует, что ее хотят «объегорить», как выразился Путин. Сказал вроде и в шутку, но дал понять Минску, что их модель поведения предсказуема, читаема.