Полная консолидация оппозиции в Беларуси вряд ли возможна. Такое мнение высказал политолог Алесь Логвинец 15 марта на заседании круглого стола "В преддверии нового политического сезона: стратегии и контрстратегии". Петр МАРЦЕВ считает, что «нужно создавать новую крупную политическую силу».
Логвинец подчеркнул, что у оппозиции есть возможность выступить едино со следующими требованиями к властям: прекратить репрессии и освободить политзаключенных; изменить избирательное законодательство; обеспечить свободу СМИ, сообщает БелаПАН.
"По остальным позициям договориться оппозиции будет сложнее. С учетом личных амбиций оппозиционных лидеров полная консолидация вряд ли возможна", - считает он.
Политолог констатировал "низкое присутствие демократических сил в сознании людей через конструктивные действия". "Оппозиция слабо реагирует на возникающие проблемы общества. Нельзя сказать, чтобы хоть раз в месяц в почтовых ящиках люди могли бы обнаружить качественный материал о ситуации в стране", - сказал он.
- В любом планировании и создании стратегии важно все-таки найти какие-то опорные точки понимания, и кто нам может помешать, - говорит Петр Марцев. – В этом плане название мероприятия определено верно – стратегии и контрстратегии. Лично я насчитал четыре такие стратегии. Причем две их них у власти (констратегии), а две у оппозиции. И обе они направлены не против власти, а против друг друга. Давайте подумаем, что может придумать власть. А она обязательно что-то придумает, что может помешать любой стратегии. Мы сегодня сильно вдаемся в анализ того, что произошло 19 декабря, в поведение оппозиции, но, наверное, мало кто разбирался в том, что сейчас происходит во власти. Думаю, там удовлетворены происходящим. Но я не согласен с теми, кто говорит, что идея построения управляемой демократии исчерпана до конца. Она не исчерпана, сейчас мы наблюдаем ее в развитии. Потому что видно, что сейчас идет зачистка политического поля и достаточно жесткая. А это означает: «Нет» - старой оппозиции». Причем нет – окончательное.
- Будет построение новой оппозиции?
- Этому можно помешать, и, возможно, кто-то будет мешать. Но почему кто-то считает, что власть пойдет на диалог с этой оппозицией? Никто же не сядет за стол переговоров. Более того – половина лидеров оппозиции в тюрьме. Почему мы считаем, что они скоро выйдут? Исходя из этого, стратегия власти может быть следующая. Построение однопартийной или трехпартийной системы. Трехпартийная система будет, если белорусская власть соберется сохранить какие-то отношения с Евросоюзом и США и однопартийная, если захотят обойтись без всего этого.
- Возможно ли единство оппозиции?
- Оно желательно, но вряд ли возможно. Почему мы должны сейчас верить в то, что политические лидеры между собой смогут договориться? В политике ведь на самом деле все решают партии. Их идеи и программы. И, если есть факт, что часть общества шире оппозиционного, то нужно работать над анализом идей. Что может привлечь людей. А у нас сегодня идет борьба не идей, а против одного человека, который стоит у власти. Я бы рекомендовал искать единомышленников. Искать людей и создавать новую крупную политическую силу. На базе старых структур или как-то еще. Люди ведь на самом деле жаждут новых идей. Все в этой стране уже давно друг другу надоели. Начиная от главы государства и заканчивая оппозицией. Потому что я не верю, что старая объединенная оппозиция когда-нибудь что-нибудь примет в таком виде, как надо. А уж тем более – выполнит то, что запланирует.
Виктор ПАВЛОВ, euramost.org