Специалисты Высшего хозяйственного суда прогнозируют дальнейший рост количества обращений о взыскании долгов из-за проблем с платежеспособностью у хозяйствующих субъектов. Какие меры воздействия побуждают должников возвращать долги?..
Представители бизнес-сообщества сетуют на неэффективность системы возврата долга и предлагают развивать институт частных судебных исполнителей. Заменить государственных судебных исполнителей частными предлагается в Национальной платформе бизнеса на 2011 год.
Основной аргумент инициаторов идеи – частники работают эффективнее, поскольку самостоятельно финансируют свою деятельность, оплачивают аренду офиса, создание дополнительных рабочих мест, пишет Завтра твоей страны. Они материально заинтересованы в эффективном и быстром взыскании долгов. Кроме того, такой подход приводит к конкуренции, которая повышает качество работы судебных исполнителей.
Пока же исполнение судебных решений о взыскании долгов не всегда походит гладко. Ведь если бы у ответчика не было проблем с финансами, он и так погасил бы задолженность. Да и дефицит кадров сказывается – на каждого судебного исполнителя приходится в Беларуси от 600 до 800 дел.
Однако первый заместитель председателя Высшего хозяйственного суда Василий Демидович убежден, что расставаться с государственной системой рано. В доказательство ее действенности специалист приводит прошлогоднюю статистику: в 2010 году исполнено более 60 тысяч производств. В пользу бизнеса возвращено 355 млн долларов в эквиваленте. Более 60% возбужденных исполнительных производств решается реальным исполнением, то есть полным взысканием задолженности.
В Высшем хозяйственном суде полагают, что прежде чем вводить институт частных судебных исполнителей, необходимо внимательно изучить зарубежный опыт и сравнить его с существующей практикой исполнения судебных постановлений на постсоветском пространстве.
В международной организации судебных исполнителей, куда вступила и Беларусь, примерно поровну представлены, как частные, так и госдарственные игроки.
Так, Франция ратует за частное судебное исполнение, Германия - категорически против. В Казахстане — симбиоз частного и государственного судебного исполнения. В Литве с 2003 года действуют частные судебные приставы. Количество возбужденных исполнительных производств в этой стране уменьшилось в три раза: из-за высоких размеров платежей судебным приставам субъекты хозяйствования предпочитают либо просто прощать долги своим партнерам, либо искать другие альтернативные источники погашения задолженности. Реальное исполнение постановлений составляет лишь 30 %. По данным опросов общественного мнения, частным судебным приставам доверяют всего 6% литовцев.
Институт частных судебных исполнителей распространен в 65 странах мира. Среди них Венгрия, Италия, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Польша, Румыния, Эстония. Государственная система принудительного исполнения действует в Дании, Израиле, США, Финляндии, Швеции. Смешанная система характерна для Бельгии, Болгарии, Великобритании, Канады.
Международные эксперты отмечают, что эффективность используемых в мире механизмов системы принудительного исполнения зависит не от того, частная она или государственная. Должникам плохо живется там, где высок уровень правовой культуры, развито уважение к закону, разработаны системы взаимодействия государственных, и саморегулируемых организаций. Признанные лидеры здесь США, Великобритания, Германия, Финляндия.
В мире придумано немало способов заставить должника заплатить. В Беларуси, к примеру, должников перед бюджетом не пускают за границу. "Это очень эффективная мера в плане того, чтобы обеспечить выполнение требований по взысканию кредиторской задолженности, — убежден Василий Демидович. — Как только мы недобросовестным предпринимателям ограничиваем выезд за границу, тут же находятся деньги и выплачиваются долги. При этом мы должны понимать, что есть конституционная норма, которая гарантирует свободу передвижения. Нарушать ее мы не вправе".
В Канаде, США и Израиле у должников отбирают водительские права. В Израиле блокируют платежную карту. В США могут оставить без кредита или вовсе посадить в тюрьму.