В преддверии встречи в Минске глав правительств России, Казахстана и Беларуси пресс-службы доказывали огромный объем работы, который проделают премьеры.
Сообщалось, что 30 вопросов вынесено на обсуждение, 35, 39… Пересчитывать пункты повестки дня мы не будем, но на главные вопросы, которые волнуют белорусов, постараемся дать ответ.
Привез ли Путин деньги в Минск?
Нет, не привез. После встречи во вторник стало известно только об одном кредите, решение по которому принято.
Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества выделил 400 миллионов долларов на ремонт части белорусских трасс М5, соединяющей Минск и Гомель, и М8, соединяющей Минск и Киев. Об этом поведал управляющий директор по обеспечению деятельности фонда Сергей Шаталов.
В то же время известно, что Беларусь просила у фонда гораздо больший кредит -- в 2 миллиарда долларов. Решение о его выделении не принято.
Помимо этого, как признался министр финансов РФ Алексей Кудрин, Беларусь попросила у российского правительства кредит в 1 миллиард долларов для поддержки белорусской экономики. Этих денег Владимир Путин тоже не привез. Более того, выделение денег Беларуси российская сторона обставляет почти такими же условиями, как и Международный валютный фонд.
«Здесь продолжаются вестись переговоры. Кредиты связаны с выполнением ряда условий, связанных с проведением структурных изменений... Условия могут быть похожи на условия МВФ, которые были по прежнему кредиту», -- сказал Алексей Кудрин.
Напомним, что условия МВФ -- это структурные реформы белорусской экономики, масштабная приватизация, девальвация белорусского рубля и т.п. Одним словом, Россия и МВФ от имени Запада в ответ на просьбу о кредитах говорят белорусскому руководству практически одно и то же.
Повысится ли растаможка легковых автомобилей?
Судя по всему, повышения пошлин на иномарки Беларуси избежать не удастся. Наши власти понимают, насколько это решение будет непопулярно в народе, потому упирались весь прошлый год, однако во время последнего приезда в Минск Владимир Путин увязал повышение пошлин на автомобили с… ценами на нефть.
«Если Российская Федерация развивает у себя строительство автомобильной техники, то, значит, мы договариваемся, мы фактически договорились со всеми нашими партнерами о том, что мы так или иначе будем осуществлять защиту нашего общего внутреннего рынка при завозе техники иностранного производства, -- сказал премьер-министр России на пресс-конференции в Минске. -- Беларусь заинтересована в том, чтобы держать определенный тариф по грузовым машинам, потому что она производит. Ну, и мы идем навстречу… А мы заинтересованы в том, чтобы держать определенный тариф по легковому автомобильному парку. И мы исходим из того, что нам пойдут навстречу. Беларусь нас попросила -- мы 21,6 миллиона тонн нефти вообще без пошлины поставляем. Да, а знаете, сколько это стоит -- беспошлинная нефть в таком объеме? Я вам могу сказать. Общий объем субсидирования белорусской экономики по году составит примерно 4,3 миллиарда долларов. Это, как вы понимаете, не «живые деньги». Это суммы, которые мы не доплатим за российские нефть и газ из-за того, что условия поставки энергоносителей в Беларусь отличаются от условий для других покупателей.
Лукашенко продаст белорусские заводы?
В открытую об этом не говорилось. Однако тема объединения МАЗа и КамАЗа звучала. Причем российский премьер сообщил об объединении активов крупнейших производителей автомобильной техники не как о планах, а как о вопросе решенном.
Тем не менее официально 15 марта никакие документы по холдингу «Росбелавто» не подписывались. Более того, о планах по его созданию стало известно совсем недавно. Причем, судя по информации, которая появилась, в Минске и Москве совершенно разное видение такого объединения. Так, в середине февраля первый вице-премьер Владимир Семашко сообщил, что при этом более 50% акций МАЗа останется в руках белорусского правительства. А вот глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов рассказал, что белорусскому руководству месяц назад было направлено предложение, по которому в результате объединения КамАЗ будет владеть 100% акций МАЗа, а власти Беларуси в обмен получат пакет акций в КамАЗе. Причем Чемезов особо оговорился, что вряд ли это будет блокпакет. По этой схеме получается, что мы даже не продаем МАЗ. Мы его отдаем за небольшой пакет акций в объединенной компании.
Как бы то ни было, тема МАЗа пресс-службой российского премьера выделяется едва ли не как самая главная по итогам визита Путина в Минск.
Появится ли белорусская АЭС, и сколько будет стоить ее строительство?
Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции действительно было подписано. Несмотря даже на то, что весь мир в эти дни с тревогой следит за происходящим на АЭС в Японии, и даже такие страны, как Венесуэла и Китай, объявили о приостановке ядерных проектов.
Российский премьер, однако, заверил, что белорусский реактор в российском исполнении будет значительно более надежным, чем японские. Однако эксперты обращают внимание на то, что если это окажется не так, то спрашивать с кого-то и винить кого-то будет поздно. По их утверждению, проект, который собираются реализовать в Беларуси, не опробован нигде в мире, поэтому о безопасности реактора инициаторы строительства АЭС говорят чисто теоретически.
Как бы то ни было, несмотря на подписанное соглашение, по АЭС пока тоже не все ясно. Беларусь просила у России на ее строительство кредит в 9 миллиардов долларов. Этих денег мы явно не получим.
«Мы строим, как вы знаете, атомные станции за границей и кредитуем эту работу, -- пояснил Владимир Путин на пресс-конференции. -- Допустим, для Китайской Народной Республики оформлен кредит 2,5 миллиарда долларов. Это действующая линия. Для Индии оформлен кредит 2,6 миллиарда. Это тоже действующая линия… Объем кредита зависит от объема того оборудования, которое страна-заказчик не производит сама. В случае с Беларусью объем кредита составит примерно 6 миллиардов долларов. Это соглашение может быть заключено в течение месяца. Вопрос идет о финансировании инфраструктуры. Обычно страна-заказчик финансирует строительство инфраструктуры, прилегающей к станции самостоятельно. Мы с белорусскими партнерами обсуждаем возможность участия российской стороны в кредитовании и этой части, но это -- еще раз хочу подчеркнуть -- предмет переговоров. В целом мы готовы заключить это кредитное соглашение в течение месяца».
Готова ли на подписание такого соглашения Беларусь, однако, пока непонятно. Дело в том, что, согласно договоренностям, сооружение АЭС будет осуществляться на условиях полной ответственности генерального подрядчика -- российского ЗАО «Атомстройэкспорт». «Под ключ». То есть кредит в 6 миллиардов в Беларусь не придет, деньги будут направлены российским атомщикам. Они, конечно, обещают сделать все закупки прозрачными, приглашать белорусских специалистов для проведения разнообразных тендеров, но не более. Такая перспектива, как не сложно догадаться, не очень устраивает официальный Минск.
Кто кого на этот раз объегорил?
Владимир Путин заявил, что Беларусь вновь объегорила Россию: мол, мы поставили в Россию товаров больше, чем россияне нам. Однако очень похоже, что российский премьер просто дурачился. Ну, нравится белорусскому руководству думать, что оно хитрее российского, -- думайте…
Светлана Калинкина, «Народная воля»