Россия на ближайшие годы становится главным кредитором белорусской экономики.
1 млрд долларов от российского правительства и 2 млрд долларов из Антикризисного фонда ЕврАзЭс, сформированного и контролируемого в основном за счет российских поступлений, это -- очередная порция обязательства Минска перед Москвой, пишет «Завтра твоей страны».
А условие проведения структурных реформ – это почти ультиматум о массовой приватизации госсобственности в пользу российского капитала.
Новые кредиты станут дополнением к траншам 2009 года, облигациям в России и евробондам, которые, как полагают некоторые эксперты, частично также были выкуплены россиянами.
Подсчитать точно, сколько уже Минск задолжал России, сложно. Но очевидно, что сумма значительна. И это побуждает россиян все чаще вспоминать о возвратности своих вложений. Фактическое требование проведения структурных реформ, которое прозвучало из уст Владимира Путина на последнем заседании Совета министров Союзного государства, аналитики расценивают именно в этом смысле.
Эксперты «Завтра твоей страны» изучили потенциальные объекты торгов и определили потенциальный круг претендентов на них со стороны российского государственного и частного бизнеса.
Остатки – сладки
В первую группу потенциальных лотов экспертами «Завтра твоей страны» вынесены доли, которые имеет белорусское государство в уже существующих совместных с российским бизнесом предприятиях – «Белтрансгазе», Мозырском НПЗ и МТС.
Половина акций «Белтрансгаза» потенциально может заинтересовать «Газпром», не имеющий полного влияния на этот важный бизнес. «Газпромнефти» и ТНК-BP -- совладельцев 42,5% Мозырского НПЗ наверняка привлекает перспектива заполучить контрольный пакет акций предприятия. А о своей готовности продать 2-процентную долю государства в МТС Александр Лукашенко заявил буквально на днях. Белорусский президент хочет получить за нее 1 млрд долларов, надо полагать, в первую очередь от владельца нынешних 49% доли оператора -- российского олигарха Владимира Евтушенкова.
Самый ходовой лот
Хотя эксперты считают, что пиковую цену, которую можно было получить за этот лот, официальный Минск «проспал», доля в «Беларуськалии» считается наиболее ценным из того, что находится сейчас в руках белорусского государства. В прошлом году 25% акций предприятия были оценены в 6-7 млрд долларов. Потенциальный покупатель – объединенная компания «Уралкалия» и «Сильвинита», контрольный пакет которой принадлежит Сулейману Керимову, создавшему этот бизнес под неофициальным покровительством Кремля.
Нефтяной разлив
В нефтяной промышленности просматриваются, по меньшей мере, три лота, которые могут стать источниками поступлений средств в бюджет в случае крайней необходимости.
Один из них «Нафтан» -- предмет переговоров последних лет белорусского руководства с представителями «Роснефти», «Лукойла». Возможно, в борьбу за него может вмешаться и «Сургутнефтегаз», входящий в пятерку поставщиков нефти на белорусские НПЗ.
Несколько лотов можно создать на базе «Белоруснефти», которая будет акционирована в 2013 году. Потенциально всех упоминавшихся российских нефтяников могут заинтересовать ее нефтедобывающие активы в Беларуси, Венесуэле и Иране, а также газопереработка.
Отдельным предметом торгов может стать самая крупная в стране розничная сеть «Белоруснефти» -- свыше 650 АЗС и АГЗС. Здесь потенциальные покупатели -- компании уже имеющие АЗС в Беларуси. Это «Лукойл», «Газпромнефть», ТНК-ВР, «Татнефть». Не исключено, что среди них могут оказаться «Башнефть» и «Русснефть», собственником которых является уже упоминавшийся Владимир Евтушенков.
Нефтегазовая инфраструктура
Россияне уже просили или могут попросить в качестве обеспечения долгов Беларуси магистральные нефтепроводы «Дружба» (в первую очередь, гомельское предприятие) и распределительные сети облгазов.
В первом случае потенциальный покупатель -- государственная компания «Транснефть», уже имеющая в собственности на территории Беларуси систему нефтепродуктопроводов. Во втором – неоднократно упоминавшаяся выше другая государственная компания «Газпром», питающая в России потребителей через свою дочернюю компанию – «Газпром Межрегионгаз».
Московских окон негасимый свет
В белорусской энергетике, к генерации и электросетям которой россияне добиваются доступа с начала 2000-х годов, наиболее интересны среди территориальных объединений – «Витебскэнерго», «Минскэнерго» и «Гомельэнерго», среди генерирующих мощностей – Березовская ГРЭС.
Беларусь географически оказывается в зоне ответственности компании «ИнтерРАО ЕЭС», в структуру которой входят, например, Северо-Западная ТЭЦ и Калининградская ТЭЦ-2. Напомним, что владельцами «Интер РАО ЕЭС» являются госкорпорация «Росатом» и концерн «Росэнергоатом», которые потенциально будут иметь отношение к Белорусской АЭС. Вот почему возможные претензии «Интер РАО ЕЭС» на основные белорусские энергетические активы выглядят наиболее реальными. Хотя не исключено, что в случае приватизации системы интерес к ней возникнет и со стороны двух других российских энергетических гигантов – ФСК ЕЭС и холдинга МРСК.
Что касается Березовской ГРЭС, находящейся в выгодном географическом расположении у границ ЕС, то давно интерес к ней имеет «Газпром», а также частная российская компания «Итера».
Большая химия
Бренд «Газпрома» вновь всплывает при анализе перечня белорусских нефтехимических и химических активов, которые могли бы заинтересовать россиян.
Непосредственно для «Газпрома» приоритет в этой отрасли – «Гродно-Азот». Дочерняя структура российского конгломерата «Сибур Холдинг» с начала 2000-х несколько раз пыталась получить контроль над «Белшиной».
Среди возможных участников приватизации предприятий белорусской большой химии нужно назвать «Еврохим», «Фосагро», «Акрон». Из того, что не называлось, им может быть интерес в первую очередь Гомельский химический завод.
Пищевая промышленность и агросектор
Создаваемая сегодня государством мегамолочная компания – потенциально лакомый кусок для любого российского профильного покупателя. А таковых среди них сейчас два – «Даноне-Юнимилк», раскритикованный президентом, но, тем не менее, сохранивший активы в Пружанах, Шклове и потенциально в Слуцке, и «Вимм-Билль-Данн».
Сахарные заводы, алкогольные предприятия, агрокомбинаты «Дзержинский» и Нацбанка, «Гроднохлебопродукт» и «Лидахлебопродукт» -- вот неполный перечень самых ценных активов в этих отраслях. Не забываем и про «Крыніцу», которая контролирует около 40% белорусского пивного рынка. Эта доля интересна для любого участника, включая и российскую «Балтику», уже пытавшуюся прибрать ее к своим рукам в начале 2000-х годов.
Финансовый сектор
В нем уже сейчас представлены практически все крупнейшие российские компании. Но, по мнению экспертов, перспективы для инвесторов здесь сохраняются в силу большой государственной доли. У тех же Сбербанка, ВТБ, «Внешэкономбанка» есть возможности нарастить свою долю за счет приобретения «Беларусбанка», связки «Белинвестбанка» и «Паритетбанка». «Белагропромбанк» вполне может стать интересным для профильного «Россельхозбанка». Есть банки, которые пока активно не участвовали в приватизации белорусской банковской системы -- например, близкий к Владимиру Путину банк Россия или «Белгазпромбанк».
Что касается страхового сектора, то самым интересным активом здесь является «Белгосстрах». В случае его приватизации в торгах могут поучаствовать, например, группа «СОГАЗ». Вторая страховая компания Беларуси по итогам 2010 года – ТАСК -- уже частично находится в орбите влияния российского капитала. 25% акций ТАСК принадлежит БПС-Банку, который в свою очередь входит в состав Сбербанка.
Машиностроение
Белорусское машиностроение в меньшей степени интересно российскому бизнесу, хотя в этой отрасли тоже есть потенциально привлекательные объекты.
Так, под эгидой госкорпорации «Ростехнологии» сейчас продвигается проект объединения МАЗа и КамАЗА. БелАЗу в России не с кем объединятся, но лишние деньги на его покупку могут найтись у одного из потребителей продукции – алмазодобывающей компании «АЛРОСА». «Ростсельмаш», наверное, с удовольствием поглотил бы конкурента – «Гомсельмаш».
Что еще интересует россиян
Перечень потенциально привлекательных для россиян предприятий в Беларуси могут продолжить «Белтелеком», инфраструктура аэропорта «Минск» с нагрузкой к нему «Трансавиаэкспорта» и «Белавиа», «Агат», водоканалы. За приемлемую цену, а лучше -- в счет погашения госдолга, и «Первый канал», возможно, не отказался бы стать собственником ОНТ, ВГТРК – Национальной телерадиокомпании, а «Газпромедиа» -- БелТА и «Советской Белоруссии».
Но, как отмечают эксперты «Завтра твоей страны», реализация даже четверти из перечисленных выше проектов, приведет к практически полному доминированию в белорусской экономике российского капитала, превращению ее в филиал кремлевских и прокремлевских корпораций.