Жители Литвы вспоминают жертв операции «Весна».
В конце мая 1948 года по всей Литве прокатилась волна террора и депортаций. В результате около 40 тысяч литовцев выслали вглубь СССР. Советские палачи назвали это преступление — операция «Весна». Что для литовцев означают эти события, произошедшие 72 года назад? Сайт Charter97 поговорил с известным литовским историком и депутатом Арвидасом Анушаускасом.
- Вы могли бы рассказать немного подробнее об операции «Весна»?
- Массовая депортация литовцев началась 22 мая, ее жертвами стали преимущественно те жители Литвы, которые подозревались советскими властями в сотрудничестве с партизанами. Также среди депортированных были сами партизаны и члены их семей. Под каток репрессий попали также крестьяне, которые сопротивлялись коллективизации. Поскольку в начале 1948 года литовское вооруженное подполье действовало очень активно, то организаторы депортации несомненно надеялись его ослабить, угоняя в глубь СССР сторонников партизан.
Cписок жертв составил около 48 тысяч человек, принудительной высылке подверглись почти 40 тысяч человек. Здесь мне хотелось бы отметить, что в 1948 году на территории всего СССР депортация коснулась около 90 тысяч человек, 40 тысяч из них, как я уже сказал, были литовцы.
Масштаб и интенсивность партизанских действий в Литве вызвали у руководства советских структур безопасности ярость. Поэтому операция «Весна» стала самой массовой депортацией литовцев в течение всего времени, пока страна была оккупирована Советским Союзом.
С другой стороны, промышленность СССР нуждалась в бесплатной рабочей силе, которой и стали литовцы.
- Вы упомянули, что подавляющее большинство жертв операции «Весна» — это литовцы. Тем не менее, на территории Литвы ведь действовало и польское вооруженное подполье. Почему репрессии не коснулись поляков?
- Потому что к этому времени произошли следующие события: во-первых, репатриация поляков — почти 200 тысяч человек переселились из Литвы в Польшу. Во-вторых, польское вооруженное подполье на территории страны к этому времени было уже фактически сломлено силами советской госбезопасности.
До начала операции «Весна», в 1944 – 1945 годах, репрессии, аресты и депортации коснулись около 50 тысяч жителей Литвы, из них 12 тысяч — это были поляки.
- Куда увозили литовцев?
В основном — в Красноярский край. Условия, в которых депортированных транспортировали к их новому месту жительства, были крайне тяжелыми. К счастью, война уже закончилась и большинству из насильно угнанных вглубь СССР удалось наладить связь с родиной. Именно эта помощь, которую старались переслать чудом оставшиеся в Литве близкие и родственники, позволила многим депортированным выжить. Мне хотелось бы отметить, что в 1948 году среди угнанных было 11 тысяч детей. Я бы хотел, чтобы вы представили, в каких условиях, семьям, матерям с детьми пришлось начинать новую жизнь в тех местах, которые были плохо приспособленными для жизни.
Зачастую депортированных литовцев отправляли на самые тяжелые работы. Например, на лесозаготовки. Люди умирали. От других депортированных наций литовцы отличались своей активностью в организации побегов на родину.
- Как местное население принимало депортированных литовцев?
- Репрессивные структура ориентировали местных на то, чтобы они как можно более подозрительно относились к депортированным литовцам. Из рассказов ссыльных мы знаем, что случалось всякое: кто-то из местных жителей помогал депортированным, кто-то наоборот — третировал и мешал.
- Удалось ли сломить сопротивление литовских партизан?
- Нет. Даже наоборот — в 1949 году интенсивность партизанского сопротивления увеличилась. Поэтому депортации населения Литвы повторились и в 1949, и в 1951 годах. По моему мнению, массированные депортации, которые проводил СССР, были нацелены на то, чтобы подорвать жизнеспособность литовского народа. Именно поэтому среди депортированных было так много детей и женщин. Четверть жертв всех депортаций из Литвы были дети.
- Какие последствия из-за «Весны» пришлось испытать литовской нации?
- Прежде всего — это то, что в 1953 году Советам все-таки удалось сломить литовское вооруженное подполье.
Многие литовцы потеряли своих близких, родственников, психологическая травма, которую получила литовская нация, до сих пор не излечилась, она болит до сих пор.
- Каким образом нынешние власти России интерпретируют масштабную депортацию литовцев?
- Они делают вид что ничего не случилось и старательно молчат. Операция «Весна» определенно не та тема, о которой Кремль вообще желал бы говорить. Москва пытается выставить всех жертв депортации маргиналами, пособниками нацистов и фашистов. Хотел бы я знать, каким образом, например, женщины и дети могли быть пособниками нацистов. Кремль пытается спрятать свои преступления за завесой дезинформации и лжи.