В Беларуси начинается самое интересное.
Граждане Беларуси 9 августа будут выбирать себе президента. Судя по тому, что происходит там прямо сейчас, Александр Лукашенко впервые за 26 лет обречен на поражение
Нынешняя предвыборная кампания в Беларуси стала самой необычной за всю историю этой страны. Дело в том, что люди проснулись от многолетней спячки.
Белорусская ЦИК ожидала, что в 2020 году, как и всегда, явка на выборах будет ничтожной. Причина простая: реальный рейтинг Лукашенко — примерно 3%, за него никто голосовать не хочет.
Поэтому, чтобы придать процессу видимость легитимности, власть даже разрешила людям голосовать не по месту жительства. Смысл в том, чтобы «гигантскую явку» при пустых участках потом объяснить голосованием дачников.
Серьезно, у них такой план был. Сами же они хотели собрать пустые бюллетени, поставить там галочки за Лукашенко — и все. Но эпидемия коронавируса спутала все планы.
Отставка правительства
Пару дней назад в Минске произошло важное политическое событие. Лукашенко отправил в отставку правительство страны.
По словам самого Лукашенко, он хочет назначить новый состав правительства прямо перед президентскими выборами, чтобы люди могли заранее посмотреть, кто будет проводить экономическую политику страны в последующие годы. Звучит логично.
Однако, по мнению местных политологов, реальная причина совсем иная. Лукашенко хочет свалить на уходящее правительство вину за кошмарную ситуацию в стране.
Экономика фактически развалена. Она базировалась на перепродаже нефтепродуктов из дешевой российской нефти. Когда из-за пандемии упал спрос на бензин, Беларусь лишилась главного и почти единственного источника валюты.
Да и сама пандемия очень сильно ударила по стране. Лукашенко, как и многие другие диктаторы, объявил коронавирус выдумкой и болезнью, которая не страшнее обычного гриппа.
В результате только по официальным данным, в Беларуси заразилось 45 000 человек — это в два раза больше, чем в Украине, которая в 4 раза больше по населению.
Лукашенко отчаянно врет и изворачивается, лишь бы не признавать массовую смертность. Но если предположить, что белорусская медицина так же хороша, как голландская, то там умерли никак не меньше 4 500 человек.
Я же осмелюсь предположить, что в Витебске и Гродно больницы несколько хуже, чем в Гааге и Роттердаме, поэтому и реальная смертность от коронавируса там существенно выше.
Кстати, сам Лукашенко тщательно оберегает свое здоровье и меньше чем на 3 метра к простым людям не подходит.
По сути дела, страна впервые за 26 лет его правления столкнулась с действительно серьезным кризисом. И Лукашенко, который любит стиль мачо, в жизни показал максимально слабым и бесполезным «лидером».
И тут началось самое интересное
Собственно, это и стало источником его проблем. В последние несколько недель в Беларуси происходит очень интересный процесс. Наступивший кризис как будто разбудили местных жителей от очень долгого летаргического сна.
Они протирают глаза, смотрят по сторонам и приходят в ужас от того, что в их стране царит политическая диктатура, экономический коллапс, коронавирусная эпидемия.
Страх и удивление сменяются злостью, а злость дает силы для действий. Впервые за долгое время всей страной не просто готовы действовать — они уже действуют.
Еще в начале 2020 года ожидалось, что очередные президентские выборы пройдут, примерно так же, как и 5 предыдущих. На участки придет полторы калеки, они проголосуют за Лукашенко, после чего ЦИК объявит о его триумфальной победе при огромной явке. Все, конец истории.
Но в этот раз все пошло не так. Когда Лукашенко привел страну к пропасти, там тут же появилась самая настоящая оппозиция. Одним из ее лидеров стал популярный видеоблогер Сергей Тихановский.
У него 220 тысяч подписчиков в ютубе, что для Беларуси довольно много. Это человек нагловатый, смелый, уверенный в себе.
Тихановский придумал для Лукашенко новое прозвище. Теперь белорусы из-за усов называют своего президента «тараканом». Символом борьбы против него стал обычный тапок.
Лукашенко это прозвище показалось настолько обидным, что по его приказу Тихановского посадили в тюрьму, якобы за нападение на милиционера.
Поэтому он не смог прийти в ЦИК, чтобы зарегистрировать инициативную группу кандидата в президенты. Вместо него документы принесла его жена Светлана.
Ей в регистрации мужа отказали, но она не растерялась и тут же на месте подалась на регистрацию своей группы, а мужа вписала туда начальником штаба. ЦИК от растерянности не нашел оснований для отказа.
И тут началось самое интересное: по всей Беларуси, в столице, в больших и малых городах, десятки тысяч людей стали выстраиваться в огромные очереди, чтобы подписаться за выдвижение Тихановской.
Это удивительное для Беларуси событие. Раньше люди боялись открыто поддерживать оппозиционеров, а теперь эти километровые очереди стали настоящими митингами протеста.
Многие люди туда стали приносить свои старые тапки — как символ скорого избавления от таракана.
Масштабные акции протеста
Тут важно подчеркнуть, что белорусы сейчас выступают не столько за Тихановскую, сколько против Лукашенко. Именно поэтому они тут же подписываются и за нескольких других кандидатов от оппозиции.
Чем больше их будет, тем меньше шанс, что Лукашенко снимет с выборов всех остальных. Тут я хочу подчеркнуть: сознание людей поменялось. Они теперь не просто готовы действовать, чтобы поменять власть, они уже действуют.
Когда люди отдают подписи за того или иного кандидата, они точно придут на выборы и проголосуют за оппозицию. Эпоха выученной беспомощности в Беларуси закончилась.
Для Лукашенко, чей рейтинг около 3%, это очень плохие новости. Результат голосования легко подделать, когда явка маленькая, когда на участки никто не пришел, когда у тебя полно пустых бюллетеней.
Ну а если все эти бюллетени заполнены против тебя, тогда мухлевать становится намного сложнее. Ты неизбежно оставишь кучу следов своих махинаций. И люди эти следы увидят.
Опять же, для диктатора отлично, если люди во время выборов сидят дома. При подтасовке итогов таким людям и терять нечего, поскольку они не голосовали.
Но человек сходил, поставил за кандидата свою подпись, а потом еще сходил и проголосовал за него, то он и в третий раз выйдет — но уже на площадь. Чтобы защитить свой голос.
А вот это уже называется страшным для всех диктаторов словом «Майдан». И этого они боятся больше всего. Лукашенко развалил экономику, поругался и с Россией, и с Западом, устроил в стране мор, поэтому денег у него нет, а спасать его бесплатно никто не будет.
Ему сейчас очень страшно. Он боится, что в этот раз никакие махинации не помогут, что белорусы выйдут на улицы и заставят его отдать власть новому президенту.
1 июня Лукашенко встретился со своим главой КГБ. И публично рассказал ему свой самый главный страх: «Мы абсолютно знаем цели, которые преследуют тут отдельные ветродуи. Эти цели нам ясны: устроить нам майданчик в преддверии президентских выборов или в день президентских выборов. Так они планировали. Хочу на этой встрече вас предупредить и всех, кто нас услышит, всех этих «майданутых» хочу предупредить, что майданов в Беларуси не будет», — говорил он.
Хочу рассказать Лукашенко страшную тайну: будет майдан в Минске или нет, решит только белорусский народ. Если он увидит, что какой-то усатый таракан пытается украсть итоги выборов, то белорусы придут на площадь с тапком. И таракана этого пришлепнут.
Иван Яковина, «Новое время»