Прошедший в пятницу белорусский День воли явно показал 3 аспекта.
Во-первых, в Беларуси перестала существовать стабильная власть. Она стала пугливой и истеричной. Во-вторых – в стране исчезла оппозиция. Основную часть лидеров оппозиции составляют маргиналы, вся деятельность которых направлена не на приход власти, а на имитацию оппозиционной деятельности с прицелом на западные гранты. Оставшиеся – в основном молодежные активисты в отсутствии внятных лидеров пока к чему-то серьезному не готовы. В-третьих, на сухом остатке в проигрыше остались все, кроме Москвы.
Утром Дня Воли белорусские власти вели себя так, как будто в стране началась революция. Сотрудники милиции и КГБ Беларуси с раннего утра начали блокировать завсегдатаев акций протеста оппозиции в Минске. При этом речь не шла о лидерах оппозиции – зубастые оппоненты власти находятся в заключении, а остальные всем своим поведением давали понять – на бескомпромиссную борьбу с властью они не расположены. Милиция пасла юношей 18-ти 23 лет. Не повезло тем, у кого двери не сейфовые – у них сносились двери, а самих потенциальных протестных милиция без объяснения причин забирала в СИЗО. А обладатели крепких дверей до вечера любовались с окон и в глазок «людьми в штатском», которые дежурили под окнами и в подъездах. МВД целый день выступал с грозными заявлениями обещая кару земную на голову тех кто все таки решиться выйти в центр Минска с «бело-чырвонными» флагами. И в результате сыграло на руку оппозиции.
Последние 2 года все поведение белорусских силовиков в отношении акций оппозиции подчинялась одной логике – чтобы не было «картинки». Переодетые в «гражданку» милиционеры и операторы иностранных и белорусских негосударственных СМИ во время разгона акций соревновались в прыжке на высоту – удастся ли последним урвать хороший кадр или стоящий напротив силовик успеет закрыть объектив. 25-ого марта кадры были и притом с точки зрения пиара они были такие, что лучше бы милиция без сучка и задоринки оставила бы в покое оппозиционеров, и пускала их, куда хотят. На улицы вышли пару сотен людей. Но есть кадры, где видно как милиция избивает и задерживает людей и сейчас по поводу малочисленности митингующих бабушка надвое сказала - можно рассказать о том, что жесткость кровавого режима не позволила тысячам проявить Волю. Так, что, чего бы официальный Минск не добивался от этого противостояния, он вчистую проиграл.
В свою очередь, белорусская оппозиция явно показала, что она больше не хочет бороться с властью. Напомним – изначально оппозиционеры хотели пройти демонстрацией по центру Минска. Когда власти сказали твердое «нет» и скорректировали их маршрут в сторону парка Банголор, где минчане выгуливают собак, стало понятно, что у оппозиции 2 выхода – или драться или погулять вместе с овчарками и бульдогами. Оппоненты режима нашли из ситуации своеобразный выход – они заявили, что вообще отменяют акцию протеста и ограничатся возложением цветов у памятника известного белорусского творца Янки Купалы. Но, как известно, для Александра Лукашенко любой компромисс недопустим, он привык противника всегда под конец размазать лицом об стол. Милиция не пустила оппозиционеров с цветами к памятнику.
Симптоматичным было поведение оппозиционеров. В день, когда лидеры белорусской оппозиции, маялись перед кордонами милиции, из руководства партии Белорусского Народного Фронта прозвучали грозные заявления об очередной угрозе белорусской независимости со стороны Москвы и о готовности оппозиционеров противостоять этой угрозе. Понятно, что с мифическими российскими танками сражаться удобней, чем с реальными дубинками белорусского ОМОН. Но в таком случае, получается, что на интеллектуальном уровне белорусская оппозиция начинает конкуренцию с Александром Лукашенко за его традиционный электорат – далеких от политики и способности какого-то анализа людей. Но тут оппозиционерам вряд ли повезет – во-первых, нынешний президент Беларуси в умении виртуозного общения с этими людьми любому оппозиционеру даст какую угодно фору. Во-вторых, этот электорат по местам интернет форумам, где существует оппозиция, не лазит, ограничивается лишь ТВ. А там только господин Лукашенко. А место лидера традиционного электората белорусской оппозиции – молодых людей из крупных белорусских городов становиться вакантным. Пока не появятся новые или из заключения не выйдут вожаки.
Проиграл и Запад. В последние дни в общении со мной белорусские оппозиционеры и аналитики, ссылаясь на свое общение в европейских кулуарах, наперебой рассказывали – Брюссель очень хочет вернуть отношения с Минском в ситуацию 18-ого декабря прошлого года, до «африканских» президентских выборов и самое главное жесткого разгона акции протеста оппозиции вечером 19-ого декабря. Но для этого нужна зацепка, которая оправдает вторую серию либерализации. В первую очередь нужно безусловное освобождение всех арестованных оппозиционеров и всякие мелочи вроде свободы собраний. Сейчас основные локомотивы, которые таскали Минск поближе к Брюсселю – поляки, немцы и литовцы нервно покурят в тех же кулуарах.
С предвкушением руки могут протирать только в Москве. Заблудшая младшая сестра в очередной раз поняла, что ей от матушки России деться не куда – язык, с которым в Минске привыкли общаться с оппонентами, понимают только там.