«Радио Свобода» рассказало о масштабных протестах в Беларуси.
19 июня в Беларуси завершился срок сдачи в избирательные комиссии подписей за выдвижение кандидатов в президенты. По закону для регистрации претенденту необходимо собрать 100 тысяч голосов в свою поддержку. В ближайшие 10 дней Центризбирком проверит достоверность данных. Регистрация будет проходить с 5 по 14 июля. День выборов назначен на 9 августа, сообщает российская служба «Радио Свобода».
Полмиллиона подписей – рекорд альтернативного кандидата
За бывшего председателя правления Белгазпромбанка Виктора Бабарико собрано почти полмиллиона, что является абсолютным рекордом для альтернативного выдвиженца за все шесть избирательных кампаний.
Основатель Парка высоких технологий Валерий Цепкало отчитался о более чем 200 тысячах голосов, барьер в 100 тысяч преодолела и Светлана Тихановская.
Тапок сборщика подписей – символ несистемной оппозиции
Некоторым претендентам власти постарались помешать еще до старта выборов. Так, популярному блогеру из Гомеля Сергею Тихановскому ЦИК отказал в регистрации инициативной группы на том основании, что он не подал заявление лично. Неважно, что в это время Тихановский находился за решеткой. Встреча с подписчиками была расценена как "организация несанкционированного массового мероприятия", виновника осудили на 15 суток. Тогда о выдвижении заявила его жена Светлана, поводов для отказа у членов комиссии не нашлось.
А вскоре после освобождения Сергея Тихановского и еще девять человек задержали в Гродно во время легального пикета по сбору подписей. Этому предшествовала словесная перепалка блогера с перевозбужденными местными жительницами, во время которой неожиданно оказался на земле милиционер. Подоспевший ОМОН брутально задержал обидчиков. И хотя очевидцы дружно назвали этот "спектакль" провокацией, силовики посчитали, что имело место "насилие" в отношении сотрудников милиции.
С 29 мая Тихановский и его коллеги находятся в минском следственном изоляторе. Им инкриминируется "организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, либо активное участие в таких действиях", наказание по этой статье – до 3 лет лишения свободы. Если кого-то обвинят в нападении на милиционера, тюремный срок автоматически удвоится.
Но власти получили обратный эффект: по всей стране люди выстроились в многочасовые очереди, чтобы выразить солидарность с арестованным автором проекта "Страна для жизни" и подписаться за его смелую супругу. Узнаваемой визиткой сборщиков стал тапок на фоне лозунга "прихлопнуть усатого таракана".
В это же время правозащитники признали Сергея Тихановского политическим заключенным, а юристы организации "Правовая инициатива" подали сообщение о его задержании в рабочую группу по произвольным задержаниям ООН. Позже политзаключенными стали и другие фигуранты "дела Тихановского": Евгений Розниченко, Дмитрий Фурманов, Владимир Наумик, Вергилий Ушак, Александр Аранович, Василий Бобровский, Артем Саков, Владимир Книга и гражданин России Андрей Новиков.
На 15 суток был осужден очередной представитель обескровленного штаба Светланы Тихановской – её пресс-секретарь Александр Кабанов. А во время поездки по регионам Тихановская получила угрозу. "Мне позвонили с незнакомого номера и сказали примерно следующее: "Примите к сведению, может быть, вы прекратите свою поездку, потому что вас могут посадить в тюрьму, а детей забрать", – рассказала Светлана и попросила прощения у сторонников за то, что ее выбор в данной ситуации очевиден. Однако вскоре она выступила с заявлением, что по крайней мере первый этап ее команда должна пройти, "хотя бы ради Сергея".
Правоохранительные органы сигналы о попытках запугивания Тихановской проигнорировали.
"Пузатые буржуи" – страшный сон Лукашенко
Еще более громким оказался политический дебют профессионального банкира Виктора Бабарико. Четверть века он в финансовой сфере, последние 20 лет руководил Белгазпромбанком (почти 99% активов принадлежат Газпромбанку и "Газпрому").
Решив баллотироваться, Бабарико уволился по собственному желанию. Уже с первых дней он грамотно построил кампанию, сумев привлечь более 10 тысяч сторонников в инициативную группу, которую возглавил его сын Эдуард (для сравнения, в команде Лукашенко всего на тысячу больше).
Эффект не заставил себя ждать: по итогам опросов на аналитических и информационных ресурсах Бабарико вырвался в лидеры, отправив Лукашенко в безнадежные аутсайдеры. После этого в сетях за Лукашенко закрепилось прозвище "Саша Три Процента". Правда, Министерство информации признало опросы незаконными и запретила "самодеятельность". А правоохранители бросились изымать "крамольные сувениры" – майки, кружки, значки с изображением позорных процентов.
Вскоре уязвленный Лукашенко созвал совещание с силовым блоком, приказав разобраться с "пузатыми буржуями".
События стали развиваться стремительно. 11 июня Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля провел обыски в головном офисе Белгазпромбанка, а также в партнерских компаниях "ПриватЛизинг", "Кампари", "Кентавр". Глава ведомства Иван Тертель сообщил о задержаниях топ-менеджеров из числа руководителей первого звена и бывших сотрудников банка, которые работают в различных коммерческих структурах. Наложен арест на деньги, ценные бумаги, а также 150 картин художников Парижской школы, которые в течение 10 лет покупались на международных аукционах для экспозиции "Арт Беларусь". В банк ввели временную администрацию, отстранив от дел прежнее правление.
Виктора Бабарико не трогали до 18 июня. Однако, когда он вместе с сыном понес в Центризбирком очередную партию подписей, связь с ним пропала. Потом в Комитете госконтроля признали, что оба задержаны и находятся в изоляторе КГБ. В доступе адвокатам было отказано. Журналистам объяснили, что материалы переданы в Генпрокуратуру для определения подследственности.
19 июня генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк заявил, что действия проходящих по делу лиц квалифицированы как "совершенные в составе преступной организации". По его словам, задержаны 20 человек, включая бывшего руководителя Виктора Бабарико.
Ранее председатель Комитета госконтроля Иван Тертель не исключил, что "за деятельностью Бабарико и компании стоят кукловоды в "Газпроме" "или даже выше". Правда, адреса не уточнил.
"Витя-политузник" против "Саши Три Процента"
Еще накануне задержания Виктор Бабарико определил атаку на Белгазпромбанк как попытку рейдерского захвата самого успешного коммерческого банка страны. Однако главная цель жесткого прессинга – не допустить его в решающую стадию выборов, где у Лукашенко шансы в лучшем случае на уровне 3%.
После новости о задержании уже хорошо узнаваемых отца и сына в Минске в многокилометровый "пикет солидарности" выстроились тысячи сторонников Бабарико. Собравшиеся громко аплодировали, чтобы пробить стены казематов изолятора КГБ, автомобилисты сигналили. Попытки милиции напугать последствиями оказались безрезультатными – люди в лицо высказывали всё, что думают о власти и ее подручных.
Вслед за этим правозащитники объявили политическими заключенными Виктора и Эдуарда Бабарико, а также арестованных членов его инициативной группы Светлану Купрееву и Владимира Дударева.
На следующий день встала с диванов уже вся Беларусь – народ вышел на улицы даже там, где политической активности не наблюдалось со времени обретения суверенитета.