Накануне введения новых пошлин на автомобили белорусы бросились обновлять свой автопарк.
Вдоль границы выстроились огромные очереди иномарок с транзитными номерами, которые показали, как на самом деле организована белорусская таможня на границе, пишет «Ежедневник».
Купить машину не проблема
По литовским автомобильным рынкам в Каунасе и в Клайпеде особо не скажешь, что сейчас со стороны белорусов и казахов (у них тоже пошлины поднимаются с 1 июля) возник серьезный ажиотаж на автомобили. На рынке так же, как и раньше, ходят покупатели, которых, кстати, в десятки раз меньше, чем, например, на авторынке в Ждановичах.
Ажиотаж виден только по возросшим ценам и по очередям на литовские Regitra (регистрационные ведомства). Если до ажиотажа оформление покупки автомобиля занимало в среднем полчаса, то теперь с учетом казахско-белорусского спроса придется потратить часа два. Плюс около часа требуется на таможенное оформление. В принципе, терпимо, и, если приехать за автомобилем в будний день, можно ажиотажа совсем не увидеть. Никаких особых мер для этого литовцам принимать не пришлось.
Как пояснил «Ежедневнику» сотрудник Regitra на авторынке в Каунасе, как только возник ажиотаж, литовцы сразу увеличили количество сотрудников, принимающих документы. Вот и все. Совсем по-другому отреагировала на ажиотаж белорусская таможня. Вернее, она его просто не заметила, а если и заметила, то сделала вид, что не видит. Поэтому купить сегодня машину в Каунасе не проблема, а вот привезти ее в Беларусь…
Реконструкцию провели – и что?
Пропускной пункт «Бенякони» – самый тихий пункт пропуска на литовско-белорусской границе. Был таким до недавнего времени. Если на ПП «Каменный Лог» (минское направление. – А.Н.) даже до ажиотажа можно было простоять в очереди 5–6 часов, то в «Бенякони» ты проходил на раз-два-три. Именно поэтому мы решили исследовать работу именно тихого пункта, тем более что в декабре 2010 года была официально завершена его реконструкция. Как официально было заявлено Государственным таможенным комитетом, проведенная реконструкция позволила увеличить пропускную способность более чем вдвое – с 400 автомобилей в сутки до 1000 автомобилей. Речь идет о 200 грузовых автомобилях, 780 легковых и 20 автобусах.
Но в том-то и дело, что легковой автомобиль автомобилю рознь. Есть с транзитными номерами, которым требуется растаможка, а есть обычные туристы. Заявляя о 780 автомобилях, белорусская таможня скорее всего имела в виду именно туристов, пересекающих границу по «зеленому» каналу, потому что, как показала наша экспертная поездка, к полноценной работе «Бенякони» оказался просто не готов. Получилось, что 30 млрд рублей потратили на реконструкцию, а результата нет. Есть новые здания, есть дополнительные полосы, но все это без должной организации не обеспечивает, да и не могло обеспечить нормального пропускного режима.
Идеологическая диверсия или саботаж?
В минувшую субботу и воскресенье (26 и 27 марта) на сайте Государственного пограничного комитета оперативно обновлялась информация об очередях на белорусской границе. Согласно данным ГПК, в этот период на ПП «Каменный Лог» на въезд в Беларусь в среднем было около 350 легковых автомобилей. На «Бенякони» – около 60. Вопрос на засыпку: куда вы поедете пересекать границу, увидев такую информацию? На реконструированный пункт «Бенякони» – ответит любой здравомыслящий человек. И окажется… не прав.
На 18.00 субботы реальная очередь на въезд в Беларусь на ПП «Бенякони» составляла несколько сотен машин. Точное количество сосчитать было невозможно, так как очередь была не только снаружи, но и внутри и даже между литовским и белорусским пунктами.
Впрочем, не нужно быть гениальным счетоводом, чтобы сообразить, что организация работы белорусской таможни на пунктах пропуска, мягко говорят, страдает.
Журналисты специально замерили, сколько времени нужно, чтобы пройти пограничный и таможенный контроль на автомобиле по красному коридору. На пункте «Бенякони» это заняло 26 (!) часов. Это надо видеть, как нервничают водители, в каком изнеможении они покидают территорию пункта, когда этот кошмар наконец оказывается позади! Если по официальным данным очередь на «Бенякони» составляла всего 60 машин, то до какого состояния нужно довести организацию работы на белорусской таможне, чтобы 60 машин пропускать 26 часов? И если «Бенякони» не может организовать нормальный пропускной режим, зачем вводить людей в заблуждение информацией о маленькой очереди и направлять их на такой неорганизованный пункт? Это уже самый настоящий саботаж, граничащий с идеологической диверсией, потому что в нервной очереди автолюбителей не нашлось ни одного водителя, который бы не помянул «добрым словом» и не только таможню, но и президента и правительство. Все единогласно пришли к выводу, что таможня специально блокирует пропуск, чтобы как можно меньше людей смогли ввезти до 1 июля автомашины.
Безалаберность или безответственность?
Конечно, слабо верится, что таможня специально затягивала оформление машин, но некоторые факты действительно заставляют задуматься.
Например, в воскресное утро 27 марта, с 08.00 до 10.00, на территорию пункта для таможенного оформления по красному коридору не въехала ни одна машина. Это было отчетливо видно всем водителям, чья очередь продвинулась до нейтральной территории. Спрашивается, что два часа делала таможня? В течение дня еще несколько раз мы зафиксировали случаи, когда очередь из купленных автомашин в течение 1,5 часа не двигалась с места. Водители терялись в догадках, как там работает таможня, что такое длительное время машины простаивают. Может, на оформлении без смены работает один сотрудник? Может, территорию пропускного пункта заминировали? Ситуация прояснялась, когда водители попадали на территорию «Бенякони». Первая реакция – шок от безалаберной, неорганизованной работы.
Журналисты специально засекли с секундомером время. На оформление ввоза одной купленной машины уходит 15–20 минут чистого времени: паспортный, транспортный, таможенный контроль, подача и оформление таможенной декларации, оплата госпошлины. На оформлении легковых автомобилей вроде как работает три сотрудника. Нет, на самом деле один, ему хочется сказать отдельное спасибо, потому что вкалывал он, похоже, за троих. Два других окошка, которые официально вроде как открыты большую часть времени, пусты: то бланки закончились, то сотруднику выйти надо. Иногда они просто уходили без объяснения причин.
Если посчитать, то каждое окошко должно оформлять за час не менее 3–4 машин. Умножаем на три окошка и получаем, что без всяких чудес организации работы таможня должна оформлять в час 9–12 машин. Реально в среднем в час на таможенное оформление въезжало 2–3 машины. Хотя, напомним, были и такие моменты, когда по 1,5–2 часа не въезжало на оформление ни одного автомобиля.
Один известный бизнесмен сказал, что эффективность бизнеса в первую очередь зависит от четкой организации. Это в полной мере можно применить и к таможне. Непонятно только, если не хватает способностей организовать нормальный пропускной режим с тремя сотрудниками на оформлении, почему нельзя посадить 5 или 6 человек, тем более что реконструированный пункт это вполне позволяет. Ведь люди хотят заплатить государству тысячу или даже две тысячи евро, а их заставляют ждать для этого по 26 часов. На худой конец можно сделать так, чтобы люди платили пошлину по месту жительства, а не при пересечении границы. Это ускорило бы процесс пропуска машин в десятки раз. Но, похоже, на белорусской таможне это никому не нужно.
О самом страшном
Но больше всего ужаснула даже не безалаберность таможни, а то, какие она имела последствия. Как правило, покупая автомобили, белорусы едут в Литву компанией, а назад уже возвращаются каждый на своей машине. По подсчетам, более 80% едут домой за рулем одни. Все 26 часов, которые тратятся на простой в очереди, водители не спят: заснешь – очередь двинется, и тебя просто объедут (так постоянно и происходило). Поэтому нужно всегда быть начеку, иначе можно простоять в очереди до второго пришествия.
Это настоящая пытка, пробыв сутки на ногах и купив машину, еще 26 часов бороться со сном, чтобы попасть наконец на заветную территорию. Журналисты провели быстрый опрос среди водителей, покидавших в воскресенье «Бенякони»: около 60% из них не спали уже вторую ночь. Они выезжали в Каунас или в Клайпеду в ночь на субботу: всю ночь ехали, потом весь день покупали машину, а следующую ночь стояли в очереди.
Таможня и пограничники это знали и, тем не менее, не предприняли никаких действий, чтобы как-то решить ситуацию. Ладно, наплевать на тех автовладельцев, которые потянулись в Литву за машиной, тех перекупщиков, которые хотят заработать на возникшем ажиотаже.
Но ведь о других людях на белорусских дорогах можно было подумать? Или проще выпустить на них армию не спавших по две ночи камикадзе на автомобилях?