Кевин Спейси предложил Белорусскому Свободному театру репетиционную площадку в лондонском театре Old Vic, которым руководит.
28 марта в Лондоне прошла совместная акция Белорусского Свободного театра, лондонских театров Almeida и Young Vic и британской правозащитной организации Index on Censorship, в которой приняли участие выдающиеся британские деятели искусства, общественные деятели, депутаты Британского парламента. О подробностях – художественный руководитель Свободного театра Николай Халезин.
Как возникла идея проведения подобной акции?
Во время январских гастролей в Нью-Йорке и февральских в Чикаго, мы провели несколько больших акций, совместно с творческими личностями Америки. И, когда мы прилетели в Лондон, информация сюда долетела раньше нас. Традиция эвентов солидарности с Беларусью мы заложили здесь же, в Лондоне, в 2008 году, во время гастролей в Soho Theatre. Тогда с нами вместе в спектакле «Быть Гарольдом Пинтером» участвовали Ким Катрелл, Алан Рикмен, Дайана Куик, присутствовали Гарольд Пинтер, Том Стоппард, Марк Равенхилл... В декабре 2010 года мы провели в Лондоне еще один эвент – тогда в спектакле «Постигая любовь» на сцену вместе с нашими актерами вышли Джуд Лоу, Сиенна Миллер, Сэм Уэст и Аджоа Андоу.
После нынешнего возвращения из Америки, узнав о нью-йоркском и чикагском эвентах, многие наши британские друзья предложили организовать акцию в Лондоне. Причем, времени на это было катастрофически мало – спустя десять дней нас снова ждут на гастролях в Нью-Йорке.
Нынешняя акция отличалась по формату от всех предыдущих. Как рождается программа подобных мероприятий?
Принцип простой – задачи диктуют формат мероприятия. Нашими задачами было привлечение внимания к британскому бизнесу, который активно сотрудничает с режимом Лукашенко, и инициирование слушаний в Британском парламенте. Поэтому, местом проведения митинга была выбрана площадка перед офисным зданием, где располагается компания Grayling, а для проведения спектакля – здание Британского парламента.
Вы говорите так, словно любой желающий в Лондоне может запросто арендовать Большой зал комитетов Палаты общин, и провести там спектакль?
Во-первых, Британский парламент – это структура, которая открыта для предложений. Если вы предлагаете провести мероприятие, которое поможет членам парламента разобраться в какой-то проблеме – это приветствуется. Во-вторых, при организации подобных акций каждый из организаторов занимается своим сегментом работы. Если правозащитная организация Index on Censorship постоянно сотрудничает с парламентом, она и ведет переговоры о проведении спектакля; если нас связывают дружеские отношения с британскими театральными деятелями – мы занимаемся приглашениями; если лондонские театры имеют свои полиграфические базы и цеха – они ведут работу по наглядной агитации. На разных этапах все друг другу помогают по мере возможности.
К слову, не обошлось без небольшой накладки – из-за контроля службы безопасности многие не успели пройти досмотр полиции, и не успели к началу спектакля, поэтому зал оказался набит битком лишь ближе к финалу показа. Да и зал не смог вместить всех желающих – больше сотни человек не смогли попасть на спектакль.
В прессе появилась информация о том, что компания Grayling пригласила вас на беседу непосредственно перед акцией. О чем вы беседовали, если не секрет?
Руководство компании не на шутку испугались, – ведь в Лондоне не перед каждым офисом увидишь митингующих Джуда Лоу или Кевина Спейси. Поэтому, переговоры с нами вел CEO компании Grayling Майкл Мерфи, а с нашей стороны – Ирина Богданова, представитель Index on Censorship Майк Харрис, и мы с Наташей. Представители компании попытались перевести проблему в философское русло, пытаясь сравнивать Беларусь то с Китаем, то с Россией, но мы объяснили, что Беларусь – это суверенное государство, и если у Grayling есть представительство в Пекине – это проблема китайцев, а не наша.
Они попросили озвучить наши требования, что мы и сделали: прекращение сотрудничества с Лукашенко и закрытие представительства в Минске. В финале беседы мы предупредили, что будем продолжать давление на компанию до тех пор, пока Grayling не закроет свой офис в Беларуси. Параллельно мы информируем британские издания о том, какие компании работают с белорусским режимом, особенно это касается фирм, использующих так называемые «серые» и «черные» схемы бизнеса.
Чем было обусловлено участие Кевина Спейси и Джуда Лоу в акции?
Джуд и Кевин, безусловно, звезды первой величины, и потому забирают на себя львиную долю внимания. Но, следует отметить, что в акции принимали участие представители более, чем десяти лондонских театров, среди которых драматурги Александра Вуд и Лора Уэйд, художественный руководитель театра Almeida Майкл Аттенборо, актеры Сэм Уэст, Аджоа Андоу и многие другие. Наши отношения с Кевином Спейси и Джудом Лоу завязались совсем недавно. Кевин приехал на наш спектакль в Нью-Йорке в январе, где мы и познакомились. Он был в восторге от спектакля «Быть Гарольдом Пинтером», и сразу предложил нам репетиционную площадку в лондонском театре Old Vic, которым руководит. Мы, кстати, уже посмотрели ее, и вчера Кевин назначил нам встречу, чтобы мы согласовали дальнейшие планы сотрудничества.
А с Джудом мы познакомились, когда он реши принять участие в спектакле «Постигая любовь» в декабре прошлого года. Недавно он представлял Наташу на конференции TED. Теперь у нас есть и еще одна «ступенька» во взаимоотношениях – спектакль «Поколение Jeans», который мы вместе сыграли в Парламенте. Наверное, «секрет» их вовлеченности в белорусские проблемы в том, что эта страна и ее проблемы для них персонифицированы. Беларусь для них, это не строчка в энциклопедии, а труппа Свободного театра – живые люди. Сегодня британские журналисты уже называют Тома Стоппарда, Кевина Спейси и Джуда Лоу «голосами демократической Беларуси».
Вы сыграли спектакль «Поколение Jeans» вместе с Джудом Лоу. Как это происходило? На каком языке вы играли?
Изначально, текст скорректировал Том Стоппард, поскольку полный формат спектакля на двух языках занял бы около трех часов. Мы решили делать не читку, более уместную в таких условиях, а подвести материал максимально близко к формату спектакля. Текст был разбит на абзацы, и мы проигрывали их по очереди. В итоге получился диалог, который вели два человека – один на русском языке, другой на английском. Это была очень интересная в творческом плане работа. Джуд потрясающий партнер, играть с таким на сцене – наслаждение – он понимает мельчайшие нюансы просто «с листа», но, при этом, невероятно дотошно разбирает текст. Когда находишься с ним на сцене, понимаешь, почему этот актер получает такие гонорары.
Как был принят спектакль?
Следует заметить, что спектакль игрался в стенах Британского парламента впервые в истории Англии. И то, что под это отдадут Большой зал комитетов Палаты общин, оказалось для нас абсолютным сюрпризом. В этом зале проходят основные дебаты в комитетах, его история исчисляется столетиями. И то, что мы сделали это первыми – абсолютно фантастический факт. Зрители хорошо это понимали, и оттого градус восприятия материала был очень высок.
Мне кажется, мы неплохо справились: невероятные овации, крики «браво!», невероятные отзывы. Журналист газеты Evening Standar в сказал: «Если Майкл Биллингтон поставил этому спектаклю в The Guardian пять звезд, я бы поставил шесть!».
Можно ли как-то обобщить результаты проведенной акции?
Первое, и главное – мы информируем мир о судьбах белорусских политзаключенных, содержащихся сегодня в тюрьмах по сфабрикованным делам.
Второе – мы запустили механизм интереса британских средств массовой информации к Беларуси. О нашей стране сегодня начали писать все, без исключения, ведущие издания. Через свою деятельность нам удалось «запустить» этот процесс уже во второй стране, после Соединенных штатов.
Третье – нам удалось сфокусировать взгляд прессы и общественности на проблеме сотрудничества представителей британского бизнеса с режимом Лукашенко.
И четвертое – на спектакле присутствовал лидер парламентской оппозиции Эд Милибэнд, который заверил нас, что его партия будет инициировать проведение парламентских слушаний по Беларуси.
Мне кажется, для двух недель работы результат неплохой.
Единственным невыполненным планом можно считать факт того, что компания Grayling все-таки не закрыла свой минский офис?
Да, пока не закрыла, но я полагаю, что это процесс – такие вещи не происходят быстро. По мере того, как давление будет нарастать, компания будет терпеть убытки, и тогда можно будет пронаблюдать, как закроется их представительство. Пользуясь случаем, хочу сообщить белорусам адрес и телефон минского офиса компании Grayling:
Grayling Belarus
Ул. Сторожевская, 15, офис 2105
Минск 220002
Республика Беларусь
Телефон: +375 296 207 233
Любой житель Беларуси может зайти в офис компании или позвонить, и поинтересоваться, почему фирма, наплевав на мораль, участвует в продаже белорусской собственности, руководствуясь расположением нелегитимного президента, и усиленно работает на улучшение его имиджа в мире, по-сути, обманывая честных инвесторов.
Какие дальнейшие планы Свободного театра?
С 12 апреля по 15 мая нас ждут в Нью-Йорке, где мы сыграем 40 спектаклей на большой сцене культового театра LaMama. Там будут показаны спектакли «Быть Гарольдом Пинтером», «Постигая любовь» и «Зона молчания». Параллельно, как всегда, будем заниматься общественными проектами.
Кевин Спейси, Аджоа Андоу, Джуд Лоу
Ирина Богданова и Наталья Коляда
Выступление Джуда Лоу
Кевин Спейси
Выступление Кевина Спейси
Джуд Лоу
Актер Белорусского Свободного театра Олег Сидорчик и Кевин Спейси
Интервью Кевина Спейси телевизионным компаниям
Очередь в здание Парламента на спектакль «Поколение Jeans»
Вступительное слово Тома Стоппарда
Кевин Спейси, Джуд Лоу, Том Стоппард, Наталья Коляда
Сцена из спектакля «Поколение Jeans». Николай Халезин и Джуд Лоу