Ажиотаж в мире вокруг сланцевого газа как возможного конкурента традиционному природному газу докатился и до Беларуси.
Отечественные геологи приняли решение начать поиск месторождений сланцевого газа. Сколько денег и времени на это понадобиться и как это скажется на импорте газа из России — вопрос не одного и даже не двух лет. Основная проблема заключается в том, что, по данным ученых, сланцевого газа в Беларуси нет.
Организовать поиск залежей сланцевого газ год назад потребовал Александр Лукашенко, выступая с ежегодным посланием к парламенту и народу.
«Сегодня уже весь мир и недавно европейцы заявили о том, что благодаря сланцевому природному газу они на треть в ближайшее время сократят поставки газа из России. Почему мы спим в шапку? Если мы этого не можем сделать, вы мне прямо скажите. Я буду искать, кто это может. Если это возможно, так давайте будем работать над этим. Давайте над этим направлением сконцентрируем денежные средства. Это же небольшие деньги», — упрекал Лукашенко правительство и Национальную академию наук.
По словам экспертов, глава государства явно недооценил уровень затрат, необходимых как на поиск сланцевых месторождений, так и последующую добычу газа.
«Добыча сланцевого газа — это высокая себестоимость и большие затраты. Конечно, стартовые затраты и первые партии, которые добываются, могут быть дешевыми, как это было в США. Но скважины, которые пробурены для добычи сланцевого газа, теряют эффективность за два-три года. Надо бурить новые. А это дополнительные расходы», — подчеркнул генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.
Но на кону — энергетическая независимость на фоне прогнозируемого роста цен на углеводородное сырье, а потому власти готовы тратить деньги даже на сомнительные с точки зрения экономической целесообразности проекты. Вдруг что-то получится.
Как стало известно Naviny.by, первые геологоразведочные работы по поиску сланцевого газа планируется начать в районе Бреста. В перспективе работы по поиску сланцевого газа запланированы в Подлясско-Брестской впадине и Припятском прогибе.
Искать сланцевый газ поручено специалистам «Белоруснефти». Причем, белорусской стороне даже удалось заинтересовать своим проектом одну из польских компаний, которая подтвердила свое участие в его реализации.
Как заявляют в Министерстве природы и охраны окружающей среды, «речь идет о предварительных поисковых работах, которые необходимы, чтобы определить, есть ли в недрах Беларуси запасы сланцевого газа, где он залегает, на каких глубинах».
Но даже в министерстве понимают, что все попытки найти сланцевый газ могут оказаться поисками иголки в стоге сена. Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис, ссылаясь на данные ученых Национальной академии наук, отмечает, что в Беларуси до сих пор не выявлено месторождений сланцевого газа.
«И говорить о его добыче или переработке пока никакого смысла нет», — подчеркнул он.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин также скептически оценил перспективы добычи в Беларуси сланцевого газа.
«В нашем регионе наибольшие перспективы в части обнаружения запасов сланцевого газа и его последующей добычи, по оценкам экспертов, имеют Польша и Украина. В Беларуси, по их мнению, реализация таких проектов вряд ли будет выгодной с коммерческой точки зрения. То есть специалисты сомневаются, что в Беларуси имеются такие запасы сланцевого газа, что поиск залежей и добыча окажутся рентабельными и позволят окупить вложенные затраты».
По словам эксперта, даже в Польше, где с десяток известных мировых компаний уже приступили к изучению возможности добывать сланцевый газ (по оценкам геологов, здесь больше 4 трлн. кубометров сланцевого газа), лишь в течение ближайших трех-четырех лет смогут оценить коммерческий потенциал этих проектов.
В Беларуси, как считает Михаил Крутихин, экономическая отдача «будет зависеть от того, кто будет тратить деньги, и от технологического обеспечения поисковых работ. Поэтому, на мой взгляд, вам стоило бы пригласить американских специалистов, имеющих большой опыт в этом направлении. У поляков опыта нет. Они сами приглашают иностранные компании».
Эксперты подчеркивают, что в целом перспективы использования европейского сланцевого газа пока туманны. По некоторым расчетам, самый дешевый по стоимости добычи сланцевый газ сегодня в пять раз дороже, чем газ, добытый «Газпромом».
«В Европе, по оценкам, большие запасы сланцевого газа, но ни одна европейская страна не рассчитывает на этот источник, как основной», — отмечает Крутихин.
Кроме того, в ряде европейских стран высказываются опасения загрязнения окружающей среды в результате реализации проектов по поиску и добыче сланцевого газа.
«Например, не так давно во Франции по этой причине наложили запрет на работы в области сланцевого газа. Исследования, проведенные в США, показали, что добывать сланцевый газ можно и без ущерба для окружающей среды, но в Европе в этом пока не уверены».