Гродненское «Химволокно» присоединяют к «Азоту» - такое решение было принято после тайного голосования на внеочередном собрании акционеров.
Источник из «Гродно-Азота» сообщил, что инициатива о слиянии двух мощных и градообразующих предприятий исходила от Совета министров и концерна «Белнефтехим». Таким образом, руководство нефтехимической промышленности надеется повысить эффективность работы «Химволокна», так как предприятие последние годы имело серьезные задолженности перед поставщиками, банками и государством. Чиновники посчитали, что вытащить убыточное предприятие должен более мощный и успешный концерн «Азот», который, кстати, продает сырье для производства химической продукции, сообщает Радыё Рацыя.
Однако есть и другие причины объединения. По словам работника корпоративной газеты «Гродненский химик», акционеры обсуждали также стратегические планы: продажу акций инвесторам уже объединенного предприятия. «Не первый год ходят слухи о том, что акции будут выкупать россияне. Однако им вряд ли нужно убыточное и, по сути, уже заброшенное «Химволокно» - слишком много средств нужно вложить в модернизацию. Поэтому инвесторам более интересен «Азот», но государство хочет схитрить и вместе с прибыльным предприятием продать акции еще и убыточного», - рассказал собеседник.
Примечательно, что в 2008 году таким же образом объединили Новополоцкие предприятия «Нафтан» и «Полимер». Через некоторое время озвучили причины слияния. «Нафтан» были готовы забрать, а «Полимер» - нет, - пояснял Лукашенко. - Но я сказал: нет, это прицеп, созданный не нами. Но там тоже работают люди, они и дальше должны остаться на своих местах».
Инвестиционный консультант и аналитик Михаил Бородин считает, что объединенные предприятия менее привлекательны для инвесторов. «Во-первых, это примерно 11 тысяч работников, которых не разрешат увольнять - поставят это одним из условий для инвесторов. Во-вторых, «Азот» - крупнейший потребитель природного газа в стране, но и «Химволокно» тоже тянет много энергоресурсов. Все это веские причины для выгодного сотрудничества. На такие условия согласится, пожалуй, только российский инвестор, который имеет сильную поддержку в Кремле, способен регулировать сверхтребования белорусских властей», - считает эксперт.