На турбизнес у нас смотрят, как на что-то среднее между легализированной проституцией и игровыми автоматами.
Накануне старта активного туристического сезона об особенностях белорусского турбизнеса, о нынешнем состоянии въездного и выездного туризма и о том, почему белорус не может улететь за 300 долларов на Майорку, рассказывает редактор газеты "Туризм и отдых" Лилия Кобзик.
-- Традиционно в апреле в Минске проходит туристическая выставка, формирующая спрос и предложение на летний отдых. Можно ли уже сегодня сделать прогнозы, как будет развиваться сезон? Будут ли отдыхать белорусы этим летом?
-- Думаю, все будет очень сложно. Очевидно, что заканчивается мировой кризис, но, увы, начинается наш собственный. Вряд ли кто-то станет раскошеливаться на дорогую поездку на море за границу, когда не известно, будет ли завтра достаточно денег на еду и лекарства. Тем не менее многие уже привыкли отдыхать, думают об этом заранее.
Скорее всего, сейчас, пока у людей еще есть какие-то деньги на руках, в апреле будут довольно активно бронироваться туры с хорошими скидками на все массовые направления на май-июнь. А вот продажи путевок на июль-август, которые традиционно очень дороги, будут, пожалуй, самыми сложными за последние двадцать лет.
Что касается непосредственно белорусского турбизнеса, то он вступает в очередной активный сезон в состоянии абсолютно запутанного клубка проблем. И, на мой взгляд, проблемы эти созданы исключительно рукотворным образом. Причина – в диком, вопиющем непонимании самой механики современного турбизнеса, которое постоянно демонстрируют те, от кого зависит стратегия. Например, если какое-то время назад государство хотя бы декларировало заинтересованность во въездном туризме, то к выездному у нас всегда относились, как к чему-то, с чем приходится мириться, но от чего нет никакой пользы. На турбизнес смотрят, как на что-то среднее между легализированной проституцией и игровыми автоматами.
А турфирмы у нас и вовсе демонизированы. Все эти годы нам постоянно внушали, что выездной туризм только вымывает валюту из страны. Это неправда! В нормально развивающихся странах это не так. Выездной туризм также способен приносить валюту в бюджет, я уже не говорю о собственно бизнесе. Например, национальные офисы по туризму всех стран, которые входят в разряд массовых развитых направлений, выделяют огромные деньги на продвижение и рекламу своих направлений. Всегда отдельной строкой идут немалые бюджеты на Украину, Россию, Польшу. Это десятки миллионов долларов, которые приходят и остаются в этих странах. Это тоже прямые валютные инвестиции, которые и нам очень нужны. Для Беларуси уже давно никто не выделяет никаких бюджетов. Зачем? Мы непредсказуемы. Мы не интегрированы в общеевропейские процессы. В итоге на Беларусь смотрят, как на дойную корову, которая такая глупая, что ее и кормить не надо – сама где-то пасется. Валюта действительно вывозится из страны. Все массовые направления год из года прибавляют в объемах – Турция, Греция, Болгария, Черногория, Крым. А те деньги, которые могли бы поступать в Беларусь от совместных бизнес-процессов (выставок, воркшопов, рекламы, открытых представительств иностранных компаний, инфоцентров), не поступают! Единственное, на что пока еще идут зарубежные национальные турофисы -- это пригласить наших журналистов или экспертов на выставку или в рекламный тур, чтобы показать, как это устроено на Западе.
Я это воспринимаю как гуманитарную помощь. Это необходимо для того, чтобы те, кто соображает, могли сохранять профессиональный уровень – в надежде на лучшие времена. Но из-за своей, будем говорить прямо, дурной головы, мы просто не смогли включить нормальные, общие бизнес-процессы. В итоге потеряли и местные бюджеты, и национальный.
Вот сейчас, 6 апреля, начнется туристическая выставка. В Минске будет немало представителей зарубежных компаний. Подавляющее большинство из них приедут в индивидуальном порядке – встретиться с партнерами, попить кофе. В то же время выставка наша, как была 20 лет назад крошечной, по сравнению с аналогичными европейскими, так и осталась. Большого количества иностранных стендов нет и не будет. А уже давно должны были быть. И между прочим это тоже деньги, инвестиции в экономику, которые страна недополучает. Виноваты наш снобизм и нежелание учиться, которое мы демонстрировали все эти годы. Виноваты наши абсолютно примитивные взгляды на жизнь, на бизнес, на окружающий мир. Как будто мы уникальные, а кругом враги с топорами. И мы не уникальные, и кругом не враги, а всего лишь конкуренты. И они приходят на рынки не для того, чтобы убивать. Надо просто создавать собственный конкурентоспособный продукт и учиться зарабатывать вместе.
"Обычная наша турфирма, скорее, даст заработать российскому партнеру, чем своему, белорусскому"
-- Вы сказали, что туристические компании в Беларуси демонизированы. Что это значит?
-- Это значит, что белорусская турфирма не может продать клиенту в пик сезона тур на Майорку за 300 евро или в Турцию за 300 долларов, и за это клиенты относятся к фирмам с достаточным предубеждением. Мы прекрасно знаем, что такие цены есть в России, Польше, Германии – везде, но только не в Беларуси (а при этом зарплаты у нас гораздо ниже, чем в вышеперечисленных странах).
Во-первых, у нас столько стоит один авиабилет. Во-вторых, надо еще дать заработать партнерам, гостиницам, гидам, ну, и про себя не забыть. Крупного отечественного турбизнеса в Беларуси нет. Он растворился в агентских продажах. Все фирмы, которые в свое время считались крупными и которые в принципе могли бы капитализироваться, сдали (или сдают в настоящее время) свои позиции российскому турбизнесу и уже больше нацелены на продажу авиабилетов, чем туров. А средние и мелкие фирмы работают в основном сезонно, им нужно успеть "обрасти жиром" за лето.
Белорусский турбизнес в целом разобщен и также не научился зарабатывать вместе. Обычная наша турфирма, скорее, даст заработать российскому партнеру, чем своему, белорусскому. Это такое наше жлобство, которое в принципе можно было бы изжить, если бы опять-таки у нас развивались свободные бизнес-схемы. Мы бы руководствовались не деревенской хитростью, а здоровым расчетом. Стратегию определяли бы не какие-то безымянные деятели (даже не знаю, из каких ведомств), вместе с которыми, если так и будет продолжаться, мы рискуем свалиться в пропасть, а нормальные прагматики. В принципе это наше ментальное жлобство и примитивные взгляды на жизнь и погубили белорусский туризм.
В итоге сегодня на рынке в целом (и на въездном, и на выездном) сложилась любопытная ситуация. Беларусь превратилась в своеобразную европейскую дыру. Деньги отсюда вылетают как из трубы, и мы со всех сторон окружены странами, где идет совершенно другая жизнь, где действуют какие-то бизнес-процессы, которых мы толком еще и не понимаем. Не секрет, что огромная часть белорусских отдыхающих вылетает не из Минского аэропорта – а из Москвы, Киева, Львова, Варшавы, Каунаса. А с этого сезона к нашей границе очень близко подошли бюджетные перевозчики. Ведущие европейские лоу-косты – "Визэйр" и "Райнэйр" с их новыми бортами и копеечными ценами -- начали летать из Вильнюса. А в их полетной карте, между прочим, присутствуют и Барселона, и Бургас, и Анталья. И можно предположить, что в этом есть опасность – и для турфирм, и для нашего аэропорта, и для присутствующих у нас на рынке перевозчиков. Все-таки разговоры о том, что белорусы пользуются только пакетными турами, не совсем верны. Часть клиентов, имеющих шенгенские визы (а таких в Беларуси, судя по всему, будет все больше и больше), уйдет. Это прямые потери для Беларуси.
"Среднестатистический белорус летает раз в десять лет"
-- Надо так понимать, что даже речи не идет о том, чтобы в Беларуси появились бюджетные перевозчики и тур на Майорку действительно мог стоить 300 евро?
-- На сегодняшний день дело не в том, что мы их не пускаем. И не в "Белавиа"! Лоу-косты сами пока к нам не придут. Кроме непредсказуемых условий, нестабильной валютной ситуации, у нас ведь по-прежнему остается главное препятствие – виза. Как помним, Министерство спорта и туризма пыталось лоббировать этот вопрос, но все опять-таки решается в высоких сферах, далеких, как я понимаю, от практики и теории турбизнеса. Такое ощущение, что никто не считает, а кругом одна сплошная политика и идеология. В результате "вход" в страну и "выход" из нее давно искусственно сдерживаются. Не думаю, что это хоть кому-то идет на пользу.
Например, минский аэропорт более-менее оживает только в летнее время, когда каждый день начинают курсировать чартеры на массовые направления. На самом деле лоу-косты конкурируют только между собой и не представляют реальной опасности для традиционных перевозчиков, которые при нормальной системе ориентированы на деловых путешественников, на этнический туризм. Но деловой туризм в сегодняшней Беларуси – это мизер. Просто на глазах тает мотивация для взаимных бизнес-поездок и корпоративных туров. А потенциал в сфере авиаперевозок в Беларуси огромный и только ждет своего часа. Если в Европе показатель перелетов составляет 2-4 поездки на душу населения в год, то у нас только 0,1. Это значит, что среднестатистический белорус летает раз в десять лет.
Я уже не говорю о нашем великолепном транзитном положении. Если бы рынок динамично развивался, нормально зарабатывать могли бы все – и традиционные перевозчики, и гибридные, и лоу-косты, и, самое главное – аэропорт. Обслуживание только одного небольшого самолета стоит авиакомпании около 100 тысяч долларов в месяц – прекрасные валютные налоговые поступления в бюджет! А что касается лоу-костов, то сейчас они просто заберут наших туристов из Вильнюса. И кому от этого будет лучше? Явно не белорусскому бюджету!
"В этом сезоне мы можем рассчитывать только на бюджетный слой российских экскурсантов и на загрузку санаториев"
-- Лето – активный сезон не только для выездного туризма, но и для въездного. Как развивается ситуация в этом сегменте? Поедут ли зарубежные туристы в Беларусь?
-- Ситуация развивается довольно плачевно. Наблюдается резкое уменьшение и без того маленького въездного потока. Похоже, в этом сезоне мы можем рассчитывать только на бюджетный слой российских экскурсантов и на загрузку санаториев. И белорусские фирмы, которые ориентированы на западных туристов, и зарубежные экспортеры в настоящее время просто ждут, как будет развиваться ситуация. Сейчас все усилия наших компаний направлены на то, чтобы уговорить партнеров не делать резких движений, не расторгать контракты и не уходить совсем с белорусского рынка.
Два фактора подкосили ситуацию. Первый фактор возник после выборов. Второй – многолетняя проблема с размещением туристов в Минске – как основной цели прибытий. Гостиниц больше не стало, наоборот, та же "Беларусь" закрывается. А те гостиницы, которые есть, просто взвинтили цены. Теперь обычный номер в обычной минской трехзвездочной гостинице стоит 100 долларов – это при средней европейской цене в 50! А для иностранцев, прежде всего, важна цена. Кроме того, цены поменялись вдруг и в нарушение прежних договоренностей. А западные компании ценят надежность и не работают с непредсказуемыми партнерами.
Чиновники, которых трясут за показатели вышестоящие чиновники, принуждают гостиницы выполнять показатели экспорта услуг, те в свою очередь, пользуясь фактическим отсутствием конкуренции и альтернативы, поднимают цены. Но никто не задается вопросом, откуда там возьмутся туристы. Почему-то наверху решили, что именно от гостиниц зависит въезд. Но где реальная программа по привлечению туристов? Въездной туризм у нас никогда не был валообразующей отраслью. Теперь же на него и вовсе махнули рукой. Мол, Беларусь не способна нормально зарабатывать на туризме. Чепуха! Почему-то Литва, у которой море "работает" только полтора месяца в году, или Сербия, у которой вовсе нет моря, способны с помощью туристических программ привлекать валюту в страну, а мы нет. Сейчас появилась информация о том, что Россия потребовала от нас предоставить программу реформирования экономики (иначе не даст кредит) и, если верить новостям, будто бы мы эту программу уже предоставили. Программы я, конечно, не видела, но, думаю, вряд ли там есть место туризму – при существующем-то статус-кво! И, кстати, вряд ли Россия заинтересована в том, чтобы мы становились полноценной транзитной туристической державой (которой мы давно уже могли стать!), развивали этнический или конгрессный туризм.
Если ситуация будет развиваться так же, как сейчас, скорее всего, Беларусь так и останется с кучей исторических развалин, которым, правда, уже не долго мозолить нам глаза, с двумя криво отреставрированными замками, с раздолбанными в провинции дорогами, без инфраструктуры, если не считать "домиков в деревне", с нереновированными санаториями и парочкой дорогущих столичных отелей.
Российские туристы – это хорошо, их тоже надо привлекать, но сомнительно, что только на них мы построим современные туристические схемы. Россиян привлекают сюда ностальгия по прошлому и невысокие цены, но уже ясно, что и первый фактор может выдохнуться, и второй уходит в прошлое.
Буквально на прошлой неделе в Беларуси была принята Национальная программа развития туризма на ближайшую пятилетку. Там в принципе та же старая песня: надо привлекать инвестиции. Но инвестиции как не шли, так и не идут. Зарубежные инвесторы выжидают и понижают индексы, свои предприниматели тоже крайне скупо вкладывают. Нет главного – нет доверия, никто не дал гарантий. Мне кажется, пришло время подумать о том, чтобы иметь какие-то альтернативные программы развития белорусского туризма – с учетом реальных условий, но в надежде на лучшие времена -- на то, что в нас все-таки заговорит прагматизм и здравый смысл. Безусловно, в этих программах нужно учесть не только цели въездного туризма, но и фактор выездного -- коммуникации, развитие аэропортов, технологию турбизнеса, бизнес-схемы. В современном мире все взаимосвязано. Чем быстрее мы это поймем, тем быстрее вылезем из своих нор и начнем жить на собственных ресурсах, которыми при отсутствии полезных ископаемых, как показывает опыт других стран, являются мозги.