Ажиотаж на валютном рынке спровоцировало не население и не известия об изменении условий приобретения автомобилей этим летом, считает экономический аналитик Вадим Иосуб. Ажиотаж спровоцировали действия правительства в предыдущий период – необоснованный рост зарплат и увеличение эмиссионного кредитования госпрограмм, полагает он.
Напомним, что ситуацию, сложившуюся на валютном рынке страны, в Нацбанке связывают прежде всего с ажиотажем вокруг ввоза автомобилей из-за предстоящего повышения пошлин для физлиц. Как писала БДГ ранее, ситуация на рынке может "кардинально измениться" после того, как значительная часть ввозимых автомобилей будет продана, а, следовательно, валюта вернется в банки и обменные пункты.
Аналитик подчеркивает, что принятые в стране меры носят далеко не рыночный характер: «Нацбанк оправдывается, Совмин возлагает на Петра Прокоповича обязанности по поиску выхода из сложившейся ситуации. Многие считают, что очередной кредит поможет спасти экономику – это не так. Он лишь отодвинет решение проблем на будущее».
Причина произошедшего - нарушенное равновесие между спросом и предложением, предпосылки и малые проявления которого были на протяжении многих лет. Поначалу образовавшийся дефицит худо-бедно покрывался за счет золотовалютных резервов (пополнялся за счет МВФ, разовых приватизационных сделок). Ситуация приобрела иной характер в 4 квартале 2010 года, когда рост зарплат повысил спрос на валюту – это увеличило её дефицит, а также произошло увеличение эмиссионного кредитования госпрограмм.
МВФ опубликовал схему пополнения золотовалютных резервов: валюта занималась у коммерческих банков. Сумма займа составила $3,5 млрд. (к слову, $2,5млрд. были заняты непосредственно все в том же 4 квартале 2010 года). Золотовалютные резервы за 2 месяца снизились с $5 до 4 млрд.
Сегодня белорусские коммерческие банки могут продавать валюту компаниям в рамках валютного коридора в 10%. Но если рост доллара сдерживается нацбанком, то по другим валютам – девальвация белорусского рубля на 25-30% уже произошла. Есть валюта, которая не входит в валютную корзину и ее рост не контролируется. Примером тому является рост фунта стерлинга на 25%, польского злотого – на 30%.
«У нас есть два выхода. Либо курс официально зажать и мы будем иметь дело с черными схемами и значительным повышением курса. Либо отпустить его легально – тогда курс будет ниже, чем в первом случае. Изменения, которые происходят, по своей сути весьма не устойчивы», - прокомментировал ситуацию Вадим Иосуб.
Ожидая кредиты от России и Евросоюза в качестве спасительного круга для экономики, никто не упомянул о том, под какие проценты они будут выданы, и если говорить откровенно: вряд ли кто-то будет особо снисходителен.
По мнению Вадима Иосуба, в данных условиях необходимо сокращение финансирование госпрограмм и продажа государственной собственности. «Предприятиям было бы выгодно выпускать один, два, три вида разной продукции (вплоть до диверсификации производства) и совершать бартер на то, чего нет в производстве нашей страны. Необходимо учиться интенсивно зарабатывать на всех уровнях продаж: локальных и глобальных», - отмечает эксперт.