Ведущие политики в России, Беларуси и на Украине не считают катастрофу на японской АЭС «Фукусима» поводом для отказа от использования атомной энергии.
Российский президент Дмитрий Медведев, например, находит атомную энергию «абсолютно безопасной», если сооружать новые энергоблоки с максимальным уровнем защиты.
Россия планирует до 2020 году удвоить количество своих атомных станций - с десяти до более чем 20. На Украине и в Беларуси власти рассчитывают на атомную энергию и российскую помощь.
Украина эксплуатирует четыре атомных станции и планирует построить два новых энергоблока на одной из них - Хмельницкой. Беларусь собирается этой осенью начать строительство первой собственной АЭС.
Сегодня начаты подготовительные работы, которые не прекращаются даже ночью. Идет установка систем сигнализации и управления, прокладывается железная дорога, достраиваются дома для работников и строителей АЭС.
Заказ получил «Росатом», а контракт был подписан 15 марта - всего через несколько дней после того, как природная катастрофа в Японии привела к техногенной.
По мнению эксперта «Гринпис» Тобиаса Мюнхмайера, большинство атомных электростанций в Восточной Европе не являются менее безопасными, чем западные, передает inosmi.ru.
Вместе с коллегами он выезжал в зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС и проводил измерения на радиоактивность продуктов питания, которые принесли местные жители - в основном грибы и лесные ягоды.
Из 100 проб 40-50 были в порядке, 20-30 имели повышенный, но предельно допустимый уровень радиации, а остальные 20 намного превышали норму. А самым опасным продуктом оказалось молоко, в 16 раз превышающее допустимые для детей нормы радиации.
Тем временем общество относительно спокойно реагирует на планы политиков. Влиятельных экологических партий вроде немецких «зеленых» в России, Беларуси и на Украине нет.
Широкого общественного движения против атомной энергии тоже не возникло - ни после Чернобыля, ни сейчас после Фукусимы. Хотя, по данным опросов, доля сторонников эксплуатации АЭС все же существенно сократилась: с 74 процентов в прошлом году до 54 процентов сейчас.
Аналитики считают, что население сейчас ведет борьбу за выживание, и им не до антиатомного движения.
Однако Тобиас Мюнхмайер не согласен с политиками, которые утверждают, что отказаться от атомной энергии невозможно. Он считает также, что на Украине, в России и Беларуси необходимо использовать ее более эффективно, а не строить новые АЭС. А также нужно активнее вводить в строй возобновляемые источники энергии. Например, ветряные электростанции до сих пор остаются экзотикой на постсоветском пространстве.
Ситуация не изменится до тех пор, пока технические элиты не поймут всю важность проблемы. Но это рано или поздно произойдет. Украина, например, уже заявила о намерении пересмотреть свою энергетическую программу и не исключает увеличения доли возобновляемых источников энергии.