Торг политзаключенными, который предсказывали и аналитики, и правозащитники, начинается.
"Я думаю, что власть начала игру вокруг явно политического дела. И эта игра направлена на то, чтобы каким-то образом опять напроситься на диалог с Западом. Торг политзаключенными, который предсказывали и аналитики, и правозащитники, начинается", - сказал в интервью "Белорусскому партизану" политолог Александр Класковский, отец одного из обвиняемых в массовых беспорядках.
"Теория заговора" против Александра Лукашенко рассыпалась в пух и прах. О чем свидетельствует очередная переквалификация уголовного обвинения четырем фигурантам дела "о массовых беспорядках": Ирине Халип, Дмитрию Бондаренко, Серегю Марцелеву, Павлу Северинцу. Новые обвинения фигурантам предъявлены 4 апреля.
30 марта такая же переквалификация произошла и в отношении Владимира Некляева, Александра Федуты, Андрея Дмитриева, Сергея Возняка, Анастасии Положанко и Виталия Рымашевского, которым предъявлено обвинение по ст.342 УК Уголовный кодекс Республики Беларусь ("Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них").
Восемь активистов осуждены по обвинению в активном участии в массовых беспорядках (Артем Бреус и Иван Гапонов отделались штрафами), остальные шестеро получили различные сроки. Дела А.Квяткевича, Д.Буланова, А.Позняка, А.Грибкова, А.Киркевича и А.Пратасени, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.293 Уголовного кодекса Республики Беларусь ("Массовые беспорядки"), переданы в суд.
Только четверо человек обвиняются в организации массовых беспорядков - кандидаты Николай Статкевич и Дмитрий Усс и Андрей Саников, такое же обвинение предъявлено Александру Класковскому-младшему. Последний обвиняется сразу по трем статьям УК: по ч.1 и ч.2 ст.293 Уголовного кодекса Республики Беларусь ("Массовые беспорядки"), ст.369 ("Оскорбление представителя власти") и ст.382 Уголовного кодекса Республики Беларусь ("Самовольное присвоение звания или власти должностного лица").
Что означает происходящая переквалификация? Об этом рассуждает журналист Александр Класковский - отец одного из обвиняемых.
- Я думаю, что власть начала игру вокруг явно политического дела. И эта игра направлена на то, чтобы каким-то образом опять напроситься на диалог с Западом. Торг политзаключенными, который предсказывали и аналитики, и правозащитники, начинается.
Москва берет за глотку тайными ультиматумами. Просто признать, что белорусские власти высосали это дело из пальца, сделали из мухи слона, - значит окончательно и бесповоротно потерять свое лицо. Белорусские власти не могут пойти на это. Поэтому начинается торг. Это обычная манера белорусских властей - делаются минимальные уступки, на чем и строит свою политику. Показывает видимость объективности расследования - это и есть та почва, на которой власти намерены строить торг с Западом: смотрите, мы расследуем, мы разбираемся… Но это еще и испытание для Европы - насколько принципиальную и твердую позицию займет Запад?
Но даже этот торг дает хоть какой-то шанс на смягчение судьбы политзаключенных. Пусть даже и таким способом, но все же дает надежду. Но опять-таки, уже вынесен ряд обвинительных приговоров, ряду участников площади, как моему сыну, предъявлены окончательные обвинения, дела направлены в суд. Встает вопрос: каким образом власти будут отыгрывать эту ситуацию? Власти выхлестали себя сами, как унтер-офицерская вдова: Площадь - одна, а квалификация - разная. Так были ли массовые беспорядки?..
Власть сама подтвердила изначальное мнение адвокатов, правозащитников, аналитиков: никаких массовых беспорядков не было, это исключительно политическое дело. Но нужно было запугать людей, вогнать общество в страх. Нынешние финансово-экономические императивы вынуждают власть искать выход из тупика и трезво взглянуть на ситуацию: а что же дальше?